Когда-то человек создал для себя искусственную среду – город – и поселился в ней. Но всегда ли она нас устраивает? И как ее можно улучшить?

Новые двери в новую жизнь

Когда-то человек создал для себя искусственную среду – город – и поселился в ней. Но всегда ли она нас устраивает? И как ее можно улучшить? Об этом мы поговорили со скульптором Константином Селихановым, «Минчанином года – 2012».



– Какие проблемы есть в городском пространстве в нашей стране?

– Оно не совсем гармонично. Человек не чувствует себя комфортно в окружении однотипных домов, которые ему несоразмерны. Современные застройщики стремятся заработать и поэтому строят высокие дома там, где это не уместно. И в больших, и в малых городах нам остается мало места. Искусство в данном случае могло бы эту ситуацию отчасти спасти, создать позитивную атмосферу, даже придать смысл целым кварталам.

Когда к нам приезжают, обычно замечают, что здесь чисто. Я вам открою большую тайну: чисто в основном везде. Особенно там, где мало туристов. У нас нет своих Лувра, Колизея, исторических мегадостопримечательностей. Но мы можем сделать город любопытным: построить действительно современные здания, создать интересную среду обитания. Это то, что сейчас происходит в Гонконге, отчасти в Баку или Батуми. И в этом смысле современное искусство может стать конкурентоспособным продуктом, который привлечет туристов, инвесторов и всех остальных.

Мастерская Константина
Мастерская Константина

– Есть ли у нас примеры того, как публичное искусство удачно вписывается в городскую среду?

– Из недавнего понравилась скульптура в Верхнем городе возле Свислочи, посвященная обретению Минском иконы Божией Матери. Выставка под открытым небом «Арт-острова» показывает, что недорогое по себестоимости искусство может гармонично существовать в парке, например.

У нас в принципе искусства мало. И архитектурна бедновата. Нам, может, даже не скульптурой надо было заниматься в первую очередь, а возрождать храмы, историческую среду. Тогда и искусству нашлось бы место.

История многих наших городов насчитывает сотни лет, но странным образом порой этого совершенно не чувствуется, потому что нарушена преемственность поколений. С каким-то особым наслаждением уничтожались именно центры городов и ставились дома, о которых и говорить не хочется. Типичный пример – Немига в Минске. Часто бывает так: построили здание, а потом понимают, что надо спасать ситуацию. А зачем спасать, если можно сразу в гармонии построить? А для этого нужно, чтобы заказчик, архитектор, художник и городской чиновник изначально работали вместе.

– Как можно улучшить уже существующую застройку?

– Делать все комплексно. Неплохо даже разработать государственную программу. Из простых решений, например в микрорайонах, были бы уместны формальные скульптуры. Там не хватает чего-то очень яркого, масштабного, в духе американского художника Александра Колдера или испанца Хуана Миро, которые создавали гигантские скульптуры по 25 – 30 метров в высоту.

– Что еще может помочь?

– Где-то что-то застеклить, а может, элементарно двери для начала поменять. Это тоже важно. Откуда взялась идея ставить металлические двери с маленьким решетчатым окошком? Что это за оборона в мирное время? В Будапеште или Праге почему-то филенчатые двери разного дизайна, или стеклянные, и в подъезде зеркала стоят. Мы же заранее думаем, что у нас люди плохие – разобьют, снимут… И не говорим о том, что, может быть, как раз-таки среда помогает менять человека.

В Париже я видел в парке замечательные игровые площадки для детей: красочные, безопасные, с оградой. Кто нам мешает сделать то же самое?

Не хватает денег? Заставьте застройщика этим заняться. Получаешь сверхприбыль? Будь любезен за часть этих денег построить что-нибудь приличное. 

– Опять принудительно получается…

– Кстати, человеческая натура везде одинакова. Не надо думать, что за границей другие люди. В Германию идея раздельного сбора мусора пришла не так давно. Там сделали просто: или ты платишь за вывоз мусора, или не платишь, но разделяешь его. И все само собой разрешилось.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter