Новые Бельмонты в Новом Свержене

В Столбцовском районе уже работает более двух десятков агроусадеб
Зачем столичный бизнесмен восстанавливает заброшенную мельницу в агрогородке и какие дивиденды хочет получить от этого? 



Минскую область в прошлом году посетило более 600 тысяч иностранных гостей. Это принесло региону 10 миллионов долларов. Большинство туристов -- россияне. Все чаще отдых в Беларуси привлекает жителей Украины, Прибалтики и Западной Европы. 

Туристам предлагают услуги на любой вкус: санаторный отдых, рыболовные туры, а в скором времени для любителей фотоохоты заработает сафари-парк. Особым спросом пользуется агроэкотуризм. В области работает более пяти сотен усадеб, притом их количество постоянно растет. 

Недавно на реке Жатеревка, что протекает через деревню Новый Свержень Столбцовского района, произошло нечто, не поддающееся логическому осмыслению. Вечером на Крещеньи полынью, чтобы окунуть в нее крест для освящения воды, пришлось буквально прорубать, а наутро там не осталось ни льдинки, словно тела купавшихся людей растопили замерзшее русло. 

-- Вот и не верь после этого в чудеса, -- изумляется бизнесмен Леонид Гальперин, соорудивший купель на Жатеревке, берега которой сейчас превратились в построенную им же агроусадьбу «Млын». 

Вложено в здание старой мельницы, ставшей комфортабельным отелем, по неточным подсчетам, более семисот тысяч долларов. И как когда-то литовский князь Витовт жене подарил Новый Свержень, Леонид Гальперин передал этот бизнес в руки своей второй половины Аллы Геннадьевны. 

-- Долгое время культурно-историческая ценность разрушалась, -- вспоминает бизнесмен. -- Каменный цоколь, самая старинная часть постройки, насчитывает более 150 лет, дамба, вероятно, сохранилась тоже из XIX столетия. В девяностых годах прошлого века здесь находилось кустарное производство стекольных изделий, к двухтысячным остались стены с выбитыми окнами, кое-какие механизмы, груды мусора да заросший ивняком и осинником берег. Что можно сделать с таким наследием? Мы укрепили берега, очистили территорию, русло, купель залили из бетона, углубив в этом месте дно, отреставрировали здание, почти полностью сохранив его снаружи. В восстановленном помещении лежит семь слоев пола, гидроизоляция, чтобы нас не затопило водой, ведь мельница стоит внизу берега. 

Начав восстановление старинной постройки и прилегающих к ней окрестностей, Леонид Гальперин представлял как образец, что должно в итоге получиться, комплекс водяных мельниц Бельмонтас:

-- Путешествуя, мы с женой восхищались бережным отношением литовцев к своей истории и даже незначительным следам прошлого. На задворках Вильнюса стояла когда-то развалившаяся водяная мельница, окруженная живописными холмами и обрывами. Сохранив и отреставрировав старые здания, гидротехническую систему и применив изыски ландшафтного дизайна, устроители создали одно из красивейших мест для отдыха, прямо скажем, мало чем похожее на обычную мельницу. Бесподобный парк, извилистые дорожки с цветниками, водопады, фонтаны, уютнейшие беседки, пруд, по которому гордо плавают черные лебеди. Возможно, у нас со временем получится нечто подобное. Уже есть баня на дровах, лужайки, где можно приготовить барбекю. Еще одна причина, почему мы с семьей взялись за это дело, что Новый Свержень, раскинувшийся в неманской пойме -- малая родина моей жены, у местечка богатейшая история. Прямо через дорогу, как говорится, в шаговой доступности находятся костел Петра и Павла и Успенская церковь, памятники архитектуры XVI столетия. Рядом Неман и лес. В пяти километрах музей Якуба Коласа, в двадцати Мирский и Несвижский замки. Туристский потенциал огромный.

Местные старожилы покажут приезжим Германовский луг, Фарфурницкий брод и Юрздыку. В этих топонимах зашифрована история бойкого местечка, настоящего портового городка, где когда-то начинался средневековый великокняжеский Балтийский водный путь, работали корабельная верфь и фаянсовая мануфактура. Странное слово «юрздыка» происходит от названия квартала «юридика» еще со времен магната Николая Христофора Радзивилла Сиротки, владевшего этими местами. Только северная часть Сверженя, которая ныне прилегает к лесозаводу и железной дороге, осталась населенной подданными великого князя. Такие кварталы, не подчиненные основному владельцу местечка, в ВКЛ и носили название «юридика». 


Так выглядит сейчас старая мельница

Улица Румовая, спускающаяся к Неману, словно всезнающий гид, укажет место, где находился «большой рум» -- место складирования бревен и леса, который потом на плотах сплавлялся в Пруссию. 

Ну а через реку находится родина Песняра -- Якуба Коласа. 

Правда, постояльцы «Млына» не очень-то жаждут вникать в хитросплетения судеб знаменитых родов, бывших владельцев Нового Сверженя, как и знакомиться с памятными коласовскими местами. Возможно, от нераскрученности туристского продукта. В отличие от Мира и Несвижа, куда туристы едут толпами. 

После рождественских каникул здесь пока затишье. Но места на весенний отдых уже активно бронируются. Охочих к перемене мест в кризис меньше не становится. Вот только выбирают они оптимум между ценами и качеством. 

Хозяйка «Млына» Алла Гальперина тоже в ожидании гостей:

-- В гостинице восемь комфортабельных двухместных номеров. Что нужно туристу, проезжающему по нашей улице Несвижской и следующему с востока на запад и обратно? Хорошая постель, здоровый завтрак, изысканный интерьер, впечатляющие развлечения. Очень тщательно следим за этими составляющими. Сегодня комфортность переходит в разряд эмоционально-чувственного восприятия атмосферы места. Кто-то хочет отдохнуть за 200--300 тысяч с человека, а кто-то хочет получить качественное обслуживание. А коль мы в надежде смотрим на Запад, то должны обеспечить соответствующий уровень. Комната на двоих с завтраком стоит в нашей агроусадьбе миллион четыреста тысяч рублей. У нас роскошные матрацы и подушки, полотенца из отеля «Европа» (им не подходили, потому что плохо просматривался логотип, так я попросила себе), махровые халаты. Удивительный вид из окна на церковь. Утром слышно, как звонят колокола. Домашняя кухня, всегда в наличии зелень, свежие деревенские яйца, творог.


Алла ГАЛЬПЕРИНА — хозяйка усадьбы «Млын»

И еще хозяйка, которая сама занималась оформлением интерьера, до мелочей продумала внутреннее убранство комнат и холлов. Причем использовала строительные материалы, текстиль, мебель только белорусские. Однажды подвернулся случай сверить свой вкус с мнением профессионала. Российский архитектор, отдыхавший с дочерью, не нашел в оформлении изъянов. 

-- А вот парню из Люксембурга показалось, что много холодного света на первом этаже, -- откровенничает Алла Геннадьевна. -- Но ведь теперь всюду устанавливают светодиоды. 

Booking.com, где агроусадьба рекламируется, по отзывам посетителей присудило «Млыну» высокий рейтинг -- 9,6 балла. Чем хозяйка особо гордится:

-- Это дорогого стоит, потому что мы на них никак не можем повлиять, только высоким качеством обслуживания.

В прошлом году в Столбцовском районе приняли гостей три вновь созданные агроусадьбы, а экспорт туристских услуг вырос почти вдвое и составил 192 тысячи долларов. Преференции, данные владельцам уголков сельской идиллии, работают. 

Известно, что в Беларуси действует особый порядок деятельности субъектов в сфере агроэкотуризма. В частности, такая деятельность не является предпринимательской и не требует получения каких-либо лицензий, работать в сфере можно на основе заявительного принципа. С 2006 года ставка сбора составляет одну базовую величину в год. 

Но рассматривается вопрос об увеличении ставки. Как относится Алла Гальперина к такой инициативе?

-- Если мы хотим привлечь туристов в Беларусь, то пока ничего не надо увеличивать. Для некоторых сельчан это кусок хлеба, люди этим живут. Да, я слышала мнения, что, мол, налоги смешные. Но попробуйте восстановить какую-то заброшенную школу, клуб, не говоря уже о памятнике старины, и сделать из развалюхи картинку. Сколько понадобится средств и сил! Я скажу так: агроусадьбами занимаются не лентяи, а настоящие труженики и патриоты. Мы любим эти места. И наши дети помогают в их возрождении. Внука с месяца каждые выходные сюда привозили. 

Да и стричь шерсть с новорожденной овцы вряд ли получится. С другой стороны, полагают эксперты, турбизнес в нашей стране потенциально сулит экономические выгоды, вполне сопоставимые с доходами от добычи нефти и другого минерального сырья в недрах страны. Поэтому и «Белоруснефть», раскручивающая проект Belarus N, рассчитывает не только на имиджевые дивиденды, но и на скорую самоокупаемость, а в дальнейшем на вполне осязаемую прибыль. Компания, как известно, через свою сеть автозаправочных станций продвигает туристический продукт Беларуси, в том числе и агроусадьбы. Заправки выступят в роли информационных, ресурсных и экипировочных центров для организации путешествий по стране, станут отправной точкой знакомства с природным, этнографическим, архитектурным и кулинарным разнообразием Беларуси.

-- Хотелось бы верить, что из этого что-нибудь получится, -- сомневается Алла Гальперина. -- Сейчас турист планирует все заранее. Есть такие, что едут в Европу, через две недели возвращаются обратно, опять у нас останавливаются. Разве я, уставшая с дороги, буду просматривать какие-то материалы на автозаправке? И пока Беларусь из неизвестной станет узнаваемой, притягательной, пройдет немало времени.

Комментарий заместителя председателя Столбцовского райисполкома Сергея Шестеля:

-- В районе 21 усадьба. В прошлом году их посетило 2560 человек. Так вот, наиболее доходным стал усадебно-парковый комплекс «Панскі маентак Сула», заработавший только на экспорте услуг 29,4 тысячи долларов. Другим валообразующим субъектом в сфере туризма стало ООО «Рудьмянское хозяйство», занимающееся размещением и предоставлением услуг охотникам и рыболовам. На счету охотхозяйства 162,6 тысячи долларов. Почти для каждого владельца это скорее дело его социальной ответственности, занятие для души, чем серьезный бизнес. Ну а для сельских жителей -- стабильное рабочее место.

klimovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter