Новое — враг хорошего?

Применение электронных технологий позволит розничной торговле экономить до $ 1,2 млрд. в год...

Применение электронных технологий позволит розничной торговле экономить до $ 1,2 млрд. в год

В правительстве давно озабочены тем, как увеличивать внутренний спрос на товары и услуги. Для этого вроде бы есть все предпосылки: и зарплаты растут, и полки от товаров ломятся. Но все равно что-то не так. Специалисты говорят, что для того чтобы белорусы могли стать обществом потребителей, следует активнее заниматься автоматизацией торговли. Новые технологии могли бы существенно упростить жизнь и поставщикам, и магазинам, и покупателям.

Шутка ли, сегодня ручной ввод данных и их устаревание часто приводят к ошибкам, в результате чего страдают все участники процесса. Минимизировать потери, сократить трудозатраты и ускорить движение товаров от производителя к продавцу могут технологии стандартизированного электоронного обмена данными, или так называемые EDI-технологии. Они уже зарекомендовали себя во многих странах, в том числе и в соседней России, но у нас пока приживаются гораздо медленнее, чем хотелось бы.

В качестве основных аргументов их использования эксперты приводят такие данные: затраты на обработку одного бумажного счета-фактуры составляют около 5. Но как только дело доверяют специальной системе, они обходятся уже в 0,5. У персонала освобождается 70 % рабочего времени, а расходы на покупку оргтехники и расходных материалов снижаются на 80 %, упрощается и процедура передачи данных. А ведь суммарно эти и ряд других факторов «утяжеляют» конечную стоимость продукции на 2—15 %.

Таким образом, избавление всего только от одной «привычки» ведет к ощутимому приросту товарооборота. «Снижение сроков поставок на один день порождает рост товарообророта в среднем на один процент. Это серьезные цифры в масштабах и компании, и страны в целом, — считает директор ООО «Современные технологии торговли» Сергей Тумель. — В наших реалиях безбумажные технологии позволили бы предприятиям экономить $ 0,5—1,2 млрд. в год на обработке существующего объема счетов-фактур и товарно-транспортных накладных. А это, по нашим данным, около 240 млн. документов».

В Беларуси необходимый программный продукт под названием TOPBY, в котором передовые технологии и международные стандарты «подогнаны» под местные реалии, действует с конца 2011 года. «Программа позволяет белорусским партнерам не только обмениваться электронными документами внутри страны, но и дает возможность взаимодействовать с зарубежными поставщиками, что, безусловно, должно положительно отразиться на экспорте страны», — делится мнением Сергей Тумель.

Примечательно, что в стране есть компании, которые принимают товарно-транспортные накладные в электронном виде уже более 20 лет! Но эти документы построены по корпоративным стандартам, что не всегда удобно и к чему не всегда готовы новые партнеры. Понятно, что впереди у смелых компаний — привести требования к единому знаменателю. А вселить доверие в новые технологии должно принятое в июле нынешнего года постановление Совета Министров № 599 «О некоторых вопросах создания товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов». Инструкция по его применению уже разработана.

«В республике по сравнению с парнерами по Таможенному союзу создана достаточно развитая нормативно-правовая база для применения различных систем электронного документооборота, — рассказывает начальник управления электронных ресурсов РУП «Системы идентификации» НАН Беларуси Евгений Якушин. — Так, у нас действует очень стройная госсистема регистрации и идентификации товаров — система присвоения штрихкодов. Кроме того, есть и первая в странах СНГ база данных по продукции — банк электронных паспортов товаров. Он уже насчитывает более 8 млн. описаний отечественных и импортных товаров. Нигде в Европе такого больше нет».

Между тем далеко не все в «верхах» придают должное значение IT-технологиям. «Не во всех структурах министерств и ведомств есть подразделения, отвечающие за IT-сектор, — отмечает гендиректор ассоциации «Инфопарк» Владимир Басько. — Что уж тогда говорить о «рядовых» пользователях. К тому же этим технологиям не учат ни в школе, ни в университете — приходится все осваивать самостоятельно. И искать программные продукты тоже надо самостоятельно, ведь в штате не у всех разработчиков есть дорогостоящие консультанты или бизнес-аналитики, которые найдут и объяснят, зачем это надо.

Вот и выходит, что, когда перед ритейлерами возникает выбор, они от греха подальше отказываются от электронного формата работы. Одним к тому же жаль денег на дорогостоящее ПО. Другие понимают, что технологии подразумевают прозрачность поставок. «Если от товароведа зависит, у кого и что купить, то он выглядит более ценным человеком в фирме. Если же поручить это компьютеру, он сам выберет более выгодное предложение и фактически сделает заявку и закупку. Товароведу останется только наблюдать, — говорит Владимир Басько. — Плюс давайте не забывать, что исполнителям в торговле по 40—50 лет. У них очень низкий уровень автоматизации знаний. Поэтому их нужно обучать, в том числе и бороться со страхом нажать на кнопку. Иначе они по-прежнему будут писать в тетрадке, что «молоко заказано».

«Ничего страшного в применении систем электронного документооборота нет, — продолжает Евгений Якушин. — Сейчас, например, к ним подключается первый сельхозкооператив. А значит, системы настолько лояльны к пользователям, настолько интуитивно понятны, что позволяют безболезненно войти в эру электронного документооборота любым субъектам хозяйствования». И все же главным потребителем IT-технологий в торговле специалисты называют крупный ритейл. «Не надо думать, что у нас все так плохо. Уровень информатизации примерно одинаков во всех странах мира. И везде локомотивом был крупный бизнес. Но всегда останутся те, кто будет пользоваться бумажными накладными в силу особенностей бизнеса, персонала. Это не есть плохо», — уверен Евгений Якушин.

И все же, чтобы не остаться не у дел, ритейлерам придется перейти на новый формат работы. Тем более что Минэкономики инициирует создание единого торгового информационного пространства в ЕврАзЭС, которое предполагает использование всех современных IT-наработок, доступных белорусским компаниям. Так что внедрение программ — это еще и дело чести.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter