Новое строительное время

Некогда Радошковичи славились своим керамическим кирпичом.
Некогда Радошковичи славились своим керамическим кирпичом. Начиная строительство сельского дома или небольшой дачи, считалось правилом хорошего тона найти "выход" на Радошковичи. В 1985 году в поселке запустили предприятие с двумя импортными линиями - итальянской и французской. Ежедневно около 1.000 тонн глины превращалось в изящные керамические "цаглiнкi".

Былая слава на поверку оказалась недолговременной. И виноваты здесь не чужеземные линии, не сам кирпич. Причина - в ситуации, сложившейся в целом в народном хозяйстве, в строительной индустрии. Не будем в тысячу первый раз перепевать тему внезапно обрушившихся на общество сложностей, не будем искать зависимость производства от политики. Все правильно, все это так, но никому от того, что опять мы назовем причины и виноватых, легче не станет. Виноватыми и обиженными оказались все мы. И Радошковичский керамический - тоже. К середине 1990-х предприятие оказалось у разбитого корыта. Кроме общеизвестных социальных и экономических причин, свою печать на дестабилизацию радошковичского предприятия наложили и изменения, произошедшие в сфере производства стройматериалов. Желание и необходимость строить жилье более дешевое, менее затратное заставило склониться к преимущественному использованию силикатных материалов низких потребительских свойств. А в Радошковичах все же решили побороться...

Дешевле - не всегда лучше. Обладая постоянным тяготением творить по принципу "дешево и сердито", мы до того насозидались, что считаем выгоду сиюминутную, не стараясь даже заглянуть в близкое завтра. Никто не умаляет достоинств силикатных строительных материалов, но керамика все же имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, условия комфортности и гигиеничности в помещениях значительно лучше, т.к. стена из керамики "дышит". Плюс более высокая прочность материала, что позволяет строить высотные здания с несущими стенами. И наконец - практически нулевые затраты на содержание фасадов домов из керамики.

Однако новое поколение силикатных материалов, представленных крупноразмерными блоками ячеистого бетона, имеет более низкую теплопроводность по сравнению с традиционным керамическим кирпичом.

Так неужели нельзя модифицировать керамику так, чтобы, сохраняя свои преимущества, она достигла уровня теплопроводности силикатов? - задались таким вопросом на керамическом заводе.

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, директор завода Владимир Силко немало поездил по Европе, проанализировал, что можно взять на вооружение, попытался заглянуть в завтра стройиндустрии. И пришел к выводу, что будущее все-таки за керамикой. Немецкие коллеги сумели достичь и этого, проложив тем самым надежный путь в будущем технологическом развитии стройиндустрии. Широкое распространение получило производство поризованной керамики под названием "Poroton". Сегодня в Германии около 80 процентов жилья строится с использованием данного материала.

Что же такое поризованная керамика, или поротон? Поризованную керамику производят, используя "выгорающие добавки": вместе с глиной начинку составляют твердые горючие материалы, а точнее, их отходы - полистирол, древесные опилки, переработанные особым способом макулатура, торф, минеральная вата и др.

Получив поддержку Президента и Министерства архитектуры и строительства по газификации завода, проведя модернизацию и реконструкцию технологического оборудования, в Радошковичах приступили к изготовлению поротона, который представлен на сегодняшний день лишь мелкоштучными блоками. В ближайшей перспективе планируется освоить выпуск крупноразмерных блоков с объемом до 15 шт. условного кирпича в одном блоке. Кроме этого, блоки калибруют до таких точных размеров, что это позволяет уйти от мостиков холода в виде швов из цементно-песчаного раствора и использовать клеевые смеси.

Последние достижения немецких производителей стройматериалов показали, что главным достоинством поротона является то, что по теплосопротивлению он лучше ячеистого бетона. При производстве значительно уменьшается расход топлива не только за счет снижения материалоемкости изделий, но и за счет замещения его выгорающими добавками из отходов местного топлива. Сегодня в общих объемах производства "материал будущего" составляет уже около 10 процентов.

- Мы "подчищаем задворки" всех деревоперерабатывающих предприятий на территории Молодечненского района, - рассказывает директор ОАО "Радошковичский керамический завод" Владимир Силко. - Если выйдем на запланированную мощность, сможем использовать едва ли не половину древесных отходов предприятий Минской области.

Но готовому к стремительному развитию производству мешает несколько проблем. Себестоимость поротона зависит от целого ряда составляющих. Одно дело - возить отходы за 15 - 20 километров. Совсем другое - собирать опилки на "задворках" за 150 - 200 километров.

Выходит, как ни крути, новое керамическое производство - забота не одних только радошковичских "кирпичников". Судите сами. В Радошковичах предлагают экономить не только на сырье. Не только готовы производить новый строительный материал, способный сделать революцию в жилищном строительстве с прекрасными условиями обитания в квартирах, но еще и думают об экологии окружающей среды. Думают о том, что гораздо выгоднее программу энергосбережения решать не за счет использования опилок как дешевого топлива, а за счет их использования как теплосодержащего материала. Опилки в керамике могли бы послужить человеку хорошим "одеялом" как минимум на столетие дольше, чем опилки, брошенные в печь. В Германии такие подходы называют эффективной или разумной утилизацией отходов.

Почему бы проблему производства поротона не сделать первостепенной экологической задачей? Пришли же мы к тому, что собираем не только отходы драгоценных, цветных, но и черных металлов. Научились при поддержке государства утилизировать шины и люминесцентные лампы. Так почему бы не организовать разумную утилизацию отходов деревообработки и полистирола? Но, разумеется, самим решить эту проблему "кирпичникам" не по силам. Возникает и второй экологический, теперь уже с оттенком законодательным, вопрос. Почему бы не вменить в обязанности деревообрабатывающим предприятиям и лесхозам доставлять отходы своих производств туда, где их утилизируют с наибольшим эффектом? А другим предприятиям можно вменить в обязанность сбор картонной тары, полистирольной и бумажной упаковки. На сегодняшний день завод готов утилизировать до 30.000 тонн отходов формовочных смесей литейных производств, так называемого "ОФС". Да, кому-то покажется, что производителям захотелось легкой жизни. Но посчитайте общую - для всей страны! - выгоду.

Сегодня Радошковичи продают поротон только в Россию. Там есть ГОСТы, СНиПы, разрешающие строить из материала "нового поколения". Серьезно интересуются им Литва и Латвия. А в Беларуси лишь только к концу года планируется построить первые здания из поротона.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter