Новое летоисчисление

На исходе лета, а точнее, в субботу, вышел утром в город
На исходе лета, а точнее, в субботу, вышел утром в город. Вроде все как обычно: автомобили, люди, улицы, дома, деревья. Но что–то было не так. Город выглядел иначе, совсем не так, как несколько дней назад. Ясное дело, чувствовалась приближающаяся осень. Правда, она была еще далеко, как поезд. Он где–то мчится, но его пока не видно, лишь есть ощущение его скорого приближения.



Только дело было совсем в другом. Не в шуршании листьев цвета табака под ногами и не в ярких осенних цветах на клумбах. В городе, несмотря на утро, было очень много молодежи. Так много, что я даже растерялся. Подумал про молодежное мероприятие, мне неизвестное. Юноши и девушки шли по проспекту, выбирались из автобусов, из маршруток, из подземных переходов, двигались парами, группами, в одиночку. Вид у многих был деловой, озабоченный, но в то же время довольный, даже счастливый.

И тут до меня дошло, что через пару дней начнется новый учебный год, а все эти молодые люди — студенты минских вузов. Они катили чемоданы, несли компьютеры и яркие рюкзаки, разговаривали по мобильникам, слушали через наушники музыку. Они приехали, чтобы заселиться в общежития, на съемные квартиры, обустроить свой быт. Кто–то чувствовал себя уверенно и спокойно, у некоторых на лицах — волнение, не без этого. Да и школьников, возвращающихся после летних каникул в город, хватало, правда, их лица не выглядели такими радостными и счастливыми, как у студентов. Для школьников учеба — дело не столь приятное, как для студентов.

Я прошел от Октябрьской площади до Академии наук и подумал, что Минск в эти последние летние дни кажется самым молодым городом в мире. (Хотя и в других столицах наверняка происходит нечто подобное.) Еще, глядя на сегодняшнюю молодежь, понял, что я им завидую. И завидую не только беспечным студентам, но даже школьникам.

Вспомнил: пока человек молод, то летоисчисление ведет не с Нового года и даже не со своего дня рождения, а чаще от начала учебного года. Ведь мы даже говорим, вспоминая прошлое: «Это было, когда я учился в седьмом классе... На первом курсе колледжа, на третьем института, на четвертом университета... Влюбился в тот год, когда диплом защищал, распределялся. В больницу попал после третьего курса, угораздило с велосипеда в парке упасть. Хотел красиво перед однокурсницей промчаться, но не повезло. Бывает...»

Потом, после окончания учебы, летоисчисление меняется. Там уже новые маркеры, новые флажки и точки отсчета. Жаль, что это беззаботное и радостное состояние невозможно повторить и пережить заново, а можно только вспоминать, перебирать школьные годы, студенческие... Обычно их 15 — ярких и беззаботных маркеров. Время, когда есть уверенность, что все у тебя получится, а если что–то случится, то ты сможешь исправить, разрулить, преодолеть. Ведь впереди еще целая жизнь — длинная, большая. Нет еще усталости, как нет и жизненного опыта, часто тормозящего движение вперед. Глаза еще горят, сил хоть отбавляй. Катишь свой чемодан по проспекту, думаешь о хорошем.

Чемодана на колесиках у меня не было. И в общежитие я устроился не сразу, а вот радости хватало. Минск 1973–го выглядел совсем иначе. От железнодорожного вокзала до Дома печати я ехал на троллейбусе (подобные модели троллейбусов только на фотографиях остались). Хорошо помню ту поездку, толчею, боязнь выйти не на своей остановке... Но добрался, встретил однокурсников, тех, с кем потел на вступительных экзаменах. Они искренне радовались, увидев меня, как, впрочем, и я.

Понимаю, что все в жизни повторяется и, по большому счету, мои тогдашние чувства точно такие же, как вот у этого мальчишки, что остановился у кинотеатра «Октябрь». Кстати, в 1973–м кинотеатра еще не существовало. Мальчишка смотрит в смартфон, там карта Минска. Ему даже спрашивать не надо, как добраться до нужного места. Он говорит в телефон басом, по–взрослому: «Да все нормально, мама, нет, еще не завтракал, не волнуйся, я сам тебе позвоню... Кстати, лови фотку, бабушке покажи, пусть не переживает!» А я не мог позвонить родителям и фотку послать вот так, сразу, не мог... Я написал письмо, а вечером бросил его в синий почтовый ящик... Меняются лишь детали, обстоятельства.

Я прошел сотню шагов следом за молодым человеком, который чувствовал себя очень уверенно в большом городе. Для него началось новое летоисчисление, правда, он об этом, может быть, пока и не задумывается.

ladzimir@tut.by
Фото liveinternet.ru
Советская Белоруссия № 167 (24797). Среда, 2 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter