В этом году 21 и 22 сентября евреи отмечают Новый год — Рош а-Шана

Новое и старое

В  этом году 21 и 22 сентября евреи отмечают Новый год — Рош а-Шана. Пользуясь возможностью, поздравляю всех сопричастных к празднику. Есть несколько традиционных пожеланий в этот день. Шана това уметука — доброго и сладкого года! Тикатеву ве тихатему — да будете вы вписаны в Книгу жизни и будет запись скреплена печатью!

Мы читаем в Талмуде (трактат Роша-Шана 16—17) о трех книгах: одна для праведников, вторая для грешников, а третья для тех, кто посередине. В зависимости от поступков и записи в эти книги решается судьба еврея. И поскольку мало кто будет утверждать о своей стопроцентной праведности, равно как и надеяться на исправление своих проступков и грехов, нетрудно предположить, в какой книге больше всего имен.

В Рош а-Шана записывается в книгу предварительно, а в Йом киппур (День искупления, наступающий через десять дней) запись скрепляется печатью. Так сказано в молитве Унтане токеф, которую евреи произносят в синагоге в эти дни. Девять дней у нас есть на то, чтобы попросить прощения у тех, кого мы обидели, и последний день и в тоже время праздник Йом киппур — для молитв о прощении к Всевышнему. Молитва Унтане токеф, или “Поведаем, трепеща о святости дня”, заканчивается словами: “Раскаяние, молитва и дела милосердия могут смягчить суровый приговор”. Традиционно текст этой молитвы связывают с мучеником за еврейскую веру раввином Амноном из Майнца. После пыток и кончины он явился во сне еврейскому мудрецу XI—XII веков Колонимусу бен Мешуламу и поведал ему слова этой молитвы. Данная молитва является надеждой на то, что у человека есть шанс и путь от раскаяния к прощению.

Но, как нередко бывает, есть и вопросы по этой молитве. В ХХ веке некоторые ученые заметили, что она отличается от других и по стилю, и по языку. На основе последних археологических открытий в Израиле и лингвостилистического анализа многие ученые, от жившего в XIX—XX веках Исраэля Давидсона до писавшего уже в XXI веке Якова Шпигеля, относят текст к V—VII векам нашей эры. У нас есть выбор — прислушаться или к авторитетному мнению средневекового раввина Исаака бен Моше из Вены, который относит появление молитвы к XI веку, или к мнению современных ученых, у которых достаточно аргументов называть автором молитвы создателя пиютов VI века Яная.

Спор об авторе Унтане токеф не разрешен и сегодня, но меняет ли это наше отношение к молитве? Приводит ли это к сомнениям или же, наоборот, укрепляет наше стремление к познанию Всевышнего и понятия раскаяния? Да, непросто, когда есть две версии или два мнения, но это не должно служить остановкой для духовного пути. Напротив, нам дана Тора, как и история, как и наука, чтобы мы, открывая новое, продолжали ценить то, что дошло до наших дней, восхваляя Всевышнего и Его дар открытия нового.

Раввин Григорий Абрамович

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter