О премьере в Новом драматическом театре "Трибунал"

Новое и хорошо забытое старое

О премьере в Новом драматическом театре пьесы"Трибунал"
Пьесу Андрея Макаенка «Трибунал» часто называют белорусским «Королем Лиром». И действительно, в чем–то проблематика обеих пьес схожа. Тема отцов и детей рассматривается обоими драматургами в экстремальной ситуации, через призму крайностей, опасности, предательства. И не столь важно, где разворачивается действие — в королевском дворце или деревенской хате. Страсти все равно кипят нешуточные. Понятие чести семьи одинаково важно как для короля, так и для простого пастуха, на первый взгляд, простака–крестьянина. А уж если у порога враг, как в «Трибунале», градус эмоций точно будет шекспировским.

Новый драматический театр решился на собственную версию «Трибунала», хотя за этой пьесой и маячит своя тень. И не отца принца Гамлета, а спектакля Валерия Раевского, долгие годы шедшего в Купаловском театре. Наверняка пришедший на премьеру в Новый драматический купаловец, народный артист Николай Кириченко эти две постановки сравнивал. По мне — монополии на ту или иную пьесу ни у кого быть не должно. А то, что пласт белорусской советской драматургии нужно переосмысливать, — тезис совершенно справедливый. Да и вообще, театральная среда любит создавать мифы и потом долгие годы им поклоняться.

Те, кто следит за творческой эволюцией режиссера Сергея Куликовского, «Трибуналом» будут немного удивлены. А может быть, даже и огорошены. Отойдя от столь любимой им салонной комедии, словесных эскапад Оскара Уайльда, изощренного психологизма Эдварда Олби, жесткой прямолинейности Ярославы Пулинович и прочих фортелей, режиссер смело ринулся в деревенскую эстетику. И обживает он ее довольно смело, по–хозяйски, ничуть не смущаясь ни простой пищи персонажей, ни их простой одежды.

Первое, что бросается в новом «Трибунале» в глаза, — это художественное оформление сценического микрокосмоса. Быт деревенской хаты воссоздан тут не хуже, чем в Музее архитектуры и быта в Строчицах. Дополняют гармоничную картину продуманные костюмы. Они отвечают эпохе, но в то же время в них есть определенная доза допустимой винтажности. Такие платья вполне можно представить себе в новой коллекции наших дизайнеров — Натальи Поткиной или Елены Цокаленко. Давно не видал я с таким смаком и любовью воссозданный деревенский быт. Художник Марина Шусто проделала впечатляющую концептуальную работу. Хотя такая подробность и идет вразрез с укоренившейся модой на минимализм.

Из вкусных мелочей соткался цельный ансамблевый спектакль — лаконичный и стремительный. Солируют здесь звезды Нового драматического Татьяна Попова и Игорь Николаев. Сценический тандем у них, безусловно, сложился. Это виртуозная игра в четыре руки или в четыре ноги — как угодно. Есть тут место и юмору, и пронзительному лиризму. Образы получились выпуклые, объемные. Едкие крестьянские шутки, вложенные драматургом в уста героев, даются без нажима и педалирования. И на фоне сегодняшних шуток «Комеди клаб» и компании они вполне невинны. Актеры не опускаются до анекдота. Если и есть здесь в чем–то лубок, который, видимо, подразумевает какую–то условность и грубые мазки, то никак не в актерской игре.

...Дочь Андрея Макаенка, Алла Андреева, присутствовавшая на премьере в Новом драматическом театре, была явно растрогана столь современным прочтением пьесы отца. «Спектакль, по–моему, получился», — сказала она тихо, выйдя на сцену, и это была лучшая рецензия. Несмотря на то что финал «Трибунала» вполне трагедийный, спектакль оставляет светлое чувство какой–то мудрой печали и гармонии. Дом, семья — единственная пристань, куда можно причалить в минуты потрясений. Конечно, в любой семье может произойти раскол по политическим и идейным причинам. Кто–то, допустим, любит укроп, кто–то — петрушку. Но как показывает драматург Макаенок, любовь сглаживает любые углы.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 55 (24685). Вторник, 24 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter