О задаче модернизации

Новое для галочки

Примеров, как проработанные стратегии обновления выводят предприятия из затяжного кризиса, все больше. Но наряду с ними немало и до абсурдного обидных ляпов, которые слишком дорого обходятся и бюджету, и предприятиям. Почему так? То ли решения о модернизации принимались в спешке, то ли отсутствие квалифицированных специалистов спровоцировало грубейшие ошибки? Даже мне, человеку с гуманитарным образованием, тяжело осознавать, что миллиарды рублей, в которых есть какая–то часть моих кровно заработанных, выбрасывались впустую...


Факт подобной дорогостоящей безалаберности специалисты Комитета госконтроля Гродненской области зафиксировали в Лиде. Два года назад местный завод горячего цинкования «Конус» установил у себя оборудование по защите от коррозии крупногабаритных металлоконструкций. Для реализации этого проекта из государственной казны было взято 185 миллиардов рублей. И вот — цех заработал. Тут же стало понятно, что серьезной необходимости в установке не было. Об этом говорят цифры статистики: ее использование по прямому назначению — для оцинкования объемных металлоконструкций массой более 1 тонны — по факту составило всего 1 процент в общем объеме работ. В итоге грандиозный агрегат работает на обработку «мелочевки», но и она не дает предприятию плановой загрузки нового цеха. При проектной мощности выработки 30 тысяч тонн изделий в год за 11 месяцев прошлого года было оцинковано неполных 13 тысяч тонн металлоконструкций. Возникает вопрос: что случится раньше — физический износ дорогостоящего оборудования или его окупаемость? Кто просчитывал этот инвестиционный проект?


Случаются и другие казусы. К примеру, инновационные ожидания не оправдываются только из–за того, что специалисты на местах невнимательно относятся к техническим характеристикам закупаемого оборудования. На ошмянском торфобрикетном заводе был запущен проект по производству фрезерного торфа для перевода городской котельной на местные виды топлива. Идея хорошая. Но прибывшие на место специалисты Комитета госконтроля убедились в том, что закупленная для этой цели линия совершенно не приспособлена к эксплуатации в зимний период. Попадая на транспортер, влажный торф попросту примерзает к поддону. Работникам ничего не остается, как  остановить оборудование до прихода тепла. В результате вот уже два года линия простаивает. Затраченные на нее более 3 миллиардов рублей — в том числе 1,5 миллиарда из инновационного фонда — не приносят ожидаемой отдачи.


Не могу не упомянуть и о странной инновационной инициативе администрации Минского моторного завода. На производственных площадях этого предприятия в Столбцах при поддержке Министерства промышленности сейчас реализуется проект по освоению выпуска заготовок гильз цилиндров для двигателей МТЗ. Все бы ничего, но точно такое же производство было запущено на Лидском литейно–механическом заводе в 2011 году. Его мощности сейчас загружены всего на 70 процентов. Администрация ММЗ утверждает: новое производство понадобилось из–за низкого качества лидских деталей. Но позвольте: лидскому цеху — всего–то 3 года, и в его организацию также были вложены немалые деньги. Так стоит ли строить, по сути, новый завод, если уже существующая аналогичная линия не доведена до ума?


А на картонной фабрике «Ольховка» в Островецком районе до сих пор не разобрались, нужны ли им новые сушильные камеры, приобретенные еще в 2009 году за счет поддержки государства. Ввести в эксплуатацию их удалось только в апреле прошлого года, а задействовать в производственном процессе все не получается. Не хватает оборотных средств на закупку лесоматериалов. Стало быть, 365 миллионов рублей на новое оборудование потрачены зря?..


Похожая ситуация сложилась и на предприятии «Сморгоньсиликатобетон», которое с недавнего времени присоединено к ОАО «Красносельскстройматериалы». Несколько лет назад здесь замахнулись на создание цеха по выпуску каркасных жилых домов. На 4 миллиарда рублей закупили оборудование. Но ни в 2010 году, как планировалось, ни позже линия так и не заработала. Оказалось, что на завершение проекта требуется еще 10 миллиардов. У предприятия денег не нашлось. Как результат — стабильная минусовая рентабельность и куча ненужного дорогостоящего оборудования, пылящегося на складе.


Суммируя эти и подобные им факты, можно сделать неутешительные выводы: формируя планы модернизации, на предприятиях часто забывают изучить запросы рынка и перспективы эксплуатации. И решение этой больной проблемы пока еще, похоже, находится на стадии вопросов «что делать?» и «кто виноват?». Между тем стоит осознать главное: не надо воспринимать задачу модернизации как кампанейщину, где все делается ради бумажных отчетов. Никому они не нужны. Важен результат: в виде освоения выпуска новой продукции, выхода на новые рынки, увеличения продаж и выручки, которая в итоге должна идти на пополнение кошельков людей. А иначе к чему труды?


Советская Белоруссия №60 (24443). Вторник, 1 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter