Новизна односторонней не бывает

Инновационная продукция не всегда адекватно воспринимается

Инновационная продукция не всегда адекватно воспринимается отечественными потребителями

При всей многогранности белорусских интересов ставки на развитие малого бизнеса сделаны окончательно и безапелляционно. Эта свежая лошадка, мобильная, выносливая и быстроногая, по всем оценкам, способна вывезти весь возок отечественной промышленности на новую высоту развития.

Благо ниш для разворачивания идей в стране хватает, налоговая система поворачивается лицом к бизнесменам, улучшается законодательство, частные инициативы, особенно инновационные, технологичные, приветствуются на самом высоком уровне. Передовой по технологиям товар не может существовать отдельно, в вакууме. Скажем, тема энергосбережения актуальная и популярная нынче. Появилось в Беларуси и производство отопительных приборов: они выпускаются по последним технологиям, обеспечивают реальную экономию тепла. Белорусские радиаторы нового поколения востребованы за рубежом, но их продвижение упирается в ряд проблем на внутреннем рынке, который, увы, не всегда оперативно способен воспринимать и правильно «переваривать» новые товары. Это один из серьезных барьеров для развития малого бизнеса в том производственном формате, который должен вытянуть экономику Беларуси на новый этап развития.

Раритетные бухгалтерские счеты — прошлый век по сравнению с современным компьютером. Но основное дореволюционное вычислительное средство обладает рядом преимуществ: надежно (попробуй сломай) и крайне неприхотливо в эксплуатации (костяшки двигаются практически при любой температуре и влажности воздуха, не боятся ни пыли, ни грязи и редко ломаются даже при ударе о стену)…

Возьмем хотя бы проблему энергосбережения. И стар и млад в преддверии отопительного периода начинают интересоваться ценами на газ, строить прогнозы: будет дорожать отопление или нет. Кстати, на обогрев помещений тратится чуть ли не половина тепловой энергии, потребляемой страной. И не секрет, что используется она не самым должным образом. Как тут не позавидовать финнам, которые при том же климате и большем комфорте тратят на бытовые нужды в 2—3 раза меньше гигакалорий и киловаттов, чем белорусы. Другие принципы и оборудование используют в своих квартирах. В том числе и отопительное.

Скажем, всем знакомые чугунные радиаторы на Западе давно воспринимаются как антивандальные. Толстые стенки способны выдержать самые разнообразные «издевательства». Но дальше — длинный ряд минусов: их производство металло- и энергоемкое, они тяжелые, потребляют много сетевой воды, инертны — долго набирают температуру и медленно остывают, а поэтому почти не пригодны для регулировки расходования тепла… Тенденция последних десятилетий — переход на металлические отопительные приборы: из стали или алюминия. Они легче, экономят воду, обладают высокой теплопередачей — эффективно отдают тепло помещению и оперативно реагируют на регулирование температурных режимов. Технические характеристики напоминают мечту экономного человека. Если бы не одно большое «но»: новая система требует и других подходов в проектировании при строительстве, необходимо соблюдение и определенных условий эксплуатации. К грамотной эксплуатации новой идеи не всегда готовы и строи-тели, и коммунальщики, и рядовые потребители. А потом немало шишек сыплется на голову производителей.

Все барьеры на дистанции инновационного прорыва испытала на себе гомельская компания «Энергокомплект». Организовав производство алюминиевых радиаторов, казалось бы, компания четко вписалась в государственную идеологию развития малого бизнеса, хотя официально ни в одну программу не входит и дополнительных преференций не получала. Раньше алюминиевые системы отопления импортировались, сейчас производятся в Беларуси. Внедрено и несколько собственных изобретений и усовершенствований. Причем белорусский радиатор получился с максимальной добавленной стоимостью: все комплектующие поставляются отечественными производителями. Продукция энергоэффективная, с серьезным экспортным потенциалом, прежде всего в Россию. Казалось бы, яркий пример возможностей малого бизнеса в Беларуси. Но проблемы кроются в мелочах.

Дело в том, что алюминиевые радиаторы чувствительны к характеристикам сетевой воды: ее жесткости, содержанию кислорода, по некоторым другим параметрам. В стране действуют хорошие стандарты в этой области, но на практике они не всегда соблюдаются и выдерживаются. Конечно, в продукцию закладывается определенный запас прочности, но даже он не всегда способен совладать с превышением жесткости в 1,5—2 раза выше нормы. Необходимы и качественные проектирование и монтаж: боится алюминий воздействий электричества — оно провоцирует реакцию, которая разрушает радиатор. К сожалению, еще не редкость, когда жильцы используют батарею в качестве заземления, а потом удивляются, почему радиатор быстро выходит из строя.

Например, в одной квартире люди жаловались: не греет батарея. Работоспособность агрегата проверяли древним испытанным способом — рукой. Но даже «чуть теплый» нужную температуру в квартире он обеспечивал. А ларчик просто открывался: в современных радиаторах используется принцип конвекции — согласно законам физики холодный воздух затягивается внутрь системы, нагревается, выходит в помещение и таким образом его обогревает, поэтому наружный контур и не должен «обжигаться».

Пользователи далеко не всегда читают инструкции по эксплуатации. Например, черным по белому написано: нельзя оставлять радиатор полностью без воды. А некоторые начинают делать ремонт и для экономии полностью перекрывают батареи. В одном из домов к этому добавились еще и огрехи строителей: в здании дала течь гидроизоляция, плесень по углам гуляет… Естественно, в экстремальных условиях современные системы функционировать не могут.

Низкое восприятие новинок — один из серьезных барьеров для инновационного развития белорусского малого бизнеса. Большие компании массированным маркетингом могут оперативно спозиционировать и продвинуть свой инновационный продукт. Но вывод торговой марки на орбиту нормального функционирования стоит около $ 1 млн. единовременных вложений и требует затем $ 50—100 тысяч ежемесячно на свою поддержку. Для небольших производств такие затраты неподъемные.

На снимке: слесарь механосборочных работ Игорь АВРАМЕНКО.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter