Новик объяснила, как формировались национальная идея и самосознание белорусов во времена Российской империи

Вхождение белорусских земель в состав Российской империи открыло новый этап в отечественной истории, а к концу этого этапа Беларусь вплотную подступила к созданию собственной государственности на национальной основе. Об этом в своем докладе "Беларусь в составе Российской империи: на пути к национальной государственности" на выездном семинаре Совета Республики заявила заведующая отделом истории Беларуси конца XVIII – начала XX веков Института истории Национальной академии наук Беларуси кандидат исторических наук, доцент Наталия Новик.


Она отметила, что период вхождения Беларуси в состав Российской империи пришелся на переломную эпоху, когда на белорусских землях постепенно разворачивался процесс модернизации – перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному:

- С 1861 года российские власти осуществляли аграрную реформу. Отмена крепостного права проходила в обстановке острой социальной борьбы, причем ее начало совпало с усилением национально-освободительного движения и восстанием 1863–1864 годов. Большинство белорусских крестьян восстание не поддержали. В результате предпринятых правительством шагов в Беларуси аграрная реформа была проведена на более благоприятных для крестьян условиях, чем в других регионах Российской империи. Так, реформа открыла путь для роста самосознания белорусов, что было невозможно в условиях крепостничества.

Кроме того, по словам ученого, важным процессом в рамках модернизации являлось развитие путей сообщения и особенно железнодорожное строительство.


- По густоте железных дорог Беларусь вышла на первое место в Российской империи, - констатировала Наталия Новик. - Судьбоносную роль в жизни Минска сыграло его нахождение в точке пересечения двух крупнейших железнодорожных магистралей, что значительно ускорило его развитие, превратило в важнейший город Беларуси, а в последующий период – в столичный центр. Возможность осуществлять быстрые передвижения меняла мировосприятие и ценностные ориентации людей, делала их более восприимчивыми к новациям, инициативными, предприимчивыми, формировало самосознание. А ведь именно такие качества людей необычайно важны в процессе государственного строительства.

И, наконец, нельзя обойти вниманием еще один важный фактор, способствовавший продвижению на пути к созданию белорусами собственного государства – развитие системы образования. По словам историка, во второй половине XIX – начале XX века на территории Беларуси уже функционировали практически все основные типы учебных заведений и ступени образования (за исключением высшей), высокими темпами увеличивалось число школ и количество обучающихся в них.

- Образование выступало в качестве способа улучшения социального положения, расширения экономических возможностей, а также, что немаловажно, способствовало вовлечению личности в общественно-политическую жизнь, – считает она. - Позитивные социально-экономические сдвиги, которые объективно создавали предпосылки для формирования белорусской нации, возникновения национальной идеи, развития национального движения и создания национальной государственности.




Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter