Новая земля

О гродненском фестивале национальных культур

После гродненского фестиваля национальных культур чаще всматриваюсь в лица. Оказывается, мы такие разные. Но в суете будней не обращаешь внимания на различия. Вокруг ведь все на одно лицо: родные — белорусы. Только если приглядеться, каждый со своим колоритом.


Едет юноша в автобусе. С виду — кавказец. А так — обычный минский студент: сдал зачет, болтает по телефону, делится с кем–то из приятелей впечатлениями о прошедшей сессии. Как загрузил в мобильник «шпоры», как сдал тяжелейший предмет языкознание с самым сложным вопросом о македонском языке. Если бы парень говорил по–македонски, никто бы на него не обратил внимания. Но он беседовал по–белорусски, да еще с акцентом — с выразительным придыханием, свойственным горским народам. Это, конечно, в наших широтах невидаль — белорусская речь с таким прононсом.


Но ведь, например, французы не стесняются того, что среди них есть белые и черные, мусульмане и католики. Все они чувствуют себя одной нацией — французской. А у нас? Может ли парень с кавказским профилем называть себя белорусом? И принимает ли наше общество это как норму? Думаю, на первый вопрос ответ очевиден: каждый человек с паспортом Республики Беларусь является белорусом. Об этом, впрочем, так и записано в синенькой книжице у каждого: грамадзянства/Nationality — Republic of Belarus. Это, так сказать, универсальный ответ на бывшую «пятую графу».


Хотя мы «прописали», но все–таки еще недопоняли, кто мы такие — белорусы. Поэтому, когда раз в два года настает черед проводить в Гродно фестиваль национальных культур, мы позиционируем себя драниками и тарелкой борща, которые быстро заканчиваются и сменяются кавказским шашлыком и русской водкой. И никакая овеянная легендами «Крамбамбуля» не подкопается под этот столп нашей идентичности: кусок мяса и сто граммов.


И все же думаю, что первоначальная идея фестиваля сводилась не к кулинарии. Догадываюсь, смысл праздника состоит в том, чтобы ненавязчиво укрепить в сознании каждого из нас, что кем бы ты ни был по крови, по духу ты — белорус. Духовная связь — то, что объединяет десять миллионов человек в один народ.


Вот только чем скрепляется это единство? Идея пока не очень-то вызрела ни у одного чиновника и деятеля культуры. Пафосные словеса о «140 национальностях, проживающих в республике», могут и оскомину набить... А существование особого «белорусского мира» остается под вопросом. Порой кажется, что в нашей стране нет вообще никаких живых национальных культур, всех волнуют лишь мысли о хлебе насущном и только некоторые пенсионеры и члены фольклорных кружков вышивают по старинным узорам крестиком. Боюсь, на этом вся национальная идентичность, начинаясь, может закончиться.


Может, поэтому правы те, кто говорит, что наш белорусский мир — это постсоветское состояние. А гродненский карнавал — всего лишь рефлексия старых «фестивалей дружбы народов». А иначе как воспринимать происходящее? На дворе XXI век, а праздник национальных культур проходит под вывеской «этнографической деревни» XIX века. Кому–то кажется, что ряженые персонажи лучше всего олицетворяют душу народа. Вот только в живой природе такие люди не встречаются.


Впрочем, многообразие нашей нации не нужно изображать искусственно. Натура сама просится на полотно. В этом я убедился на выставке художника Владимира Качана. В небольшой галерее, расположенной под самой крышей старинного дома в центре Гродно, мастер представил свой взгляд на многонациональную Беларусь. Он изобразил людей, которым мы обязаны теми краеугольными камнями, на которые опирается и наша история: гродненского француза Жилибера, основавшего в конце XVIII века первый медицинский вуз и ботанический сад, несвижского армянина Маджарского, открывшего триста лет назад фабрику слуцких поясов, минского азербайджанца Багирова — нашего современника, многократного чемпиона мира по дзюдо... «Лики нации» — так назвал свой проект художник. И попал в точку. Ведь все перечисленные люди (и еще тысячи неупомянутых) — не чужие. «Тутэйшыя». Они прославляют нашу родину в мире. Кто же они, если не белорусы (как и Мицкевич, Шагал, которые, может, не считали себя этническими белорусами, но вовсе не отрекались от своей земли)?


Земля — вот что нас объединяет, сплачивает все 140 народностей в одну. Но одной совместной территории проживания мало для того, чтобы состояться как нация. Нужна еще идея. Вряд ли ее смогут сочинить умы даже самых мудрых философов. Вполне возможно, эта формула могла бы возникнуть на гродненских улицах через два года, когда там вновь пройдет очередной фестиваль культур. Надеюсь, на празднике будет меньше «лаптей», а больше современных заметных людей всех национальностей, которые создают имидж нашей страны, — министров, артистов, писателей. А с главной гродненской сцены пропоет не Олег Газманов, а хотя бы «Песняры». Или Егиазар Фарашян. Кто не знает —  молодой участник евровизийной группы «3+2» был замечен несколько лет назад именно на фесте в Гродно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter