Гражданская авиация противостоит вызовам и выходит на прибыльные маршруты

Новая высота

Несмотря на введение санкций, наша авиаотрасль продолжает функционировать в соответствии с требованиями международных стандартов и принимает меры по переориентации полетов на новые направления. 


Александр Лукашенко:

— Несмотря на желание Запада отрезать нас от так называемой цивилизованной Европы, мы продолжаем летать и сохраняем высокий уровень авиационной безопасности. Стратегическая задача — расширить направления авиасообщения, дать людям возможность летать по вопросам бизнеса, на отдых, навещать родных и так далее. При этом важно сохранить высокий уровень безопасности полетов, не останавливаться в развитии авиационной отрасли, продолжить обновление авиапарка. Но цена перелетов должна быть конкурентной и не запредельной для наших людей, чего бы нам это ни стоило.

12 сентября 2022 года, во время доклада Президенту о работе транспортного комплекса в условиях санкций.

Рейсы с бизнес-перспективой

Гомельский аэропорт — региональная воздушная гавань Беларуси, которая, как и Национальный аэропорт Минск, работает круглосуточно. В сложных погодных условиях многие авиакомпании зачастую именно его используют как запасной. Просторные и оснащенные всем необходимым залы ожидания для пассажиров и встречающих, а также взлетно-посадочная полоса, способная принимать многие типы воздушных судов, говорят о том, что потенциал областного аэропорта внушителен. И с 29 октября авиакомпания «Белавиа» возобновляет отсюда сообщение с российской столицей. 

По словам генерального директора компании Игоря Чергинца, этот маршрут будет востребован у представителей бизнес-среды, а также у пассажиров, которые отправляются в Москву по личным вопросам или путешествуют. Несмотря на кажущуюся близость Гомеля и российской столицы, расстояние между ними по земле можно преодолеть за 7–8 часов. На самолете — менее 1,5 часа. Так наши пассажиры смогут более эффективно использовать свой временной ресурс для отдыха, бизнес-встреч или общения с близкими. 


Гомель — второй по величине город нашей страны, это областной центр с развитой инфраструктурой и большим экспортным потенциалом. По официальным данным, в прошлом году свыше 50 % экспортных поставок пришлось именно на Россию. Это свидетельствует о крепких деловых контактах между Гомельской областью и российскими регионами. Заместитель председателя Гомельского облисполкома Андрей Барановский назвал проект перспективным и отметил, что область поддерживает партнерские отношения с 110 регионами и странами. А авиасообщение между нашим облцентром и Москвой даст дополнительные возможности для развития бизнес-проектов и туристических направлений.

Санкции не помеха

Ограничения со стороны некоторых стран не повлияли коренным образом на стабильность работы отечественных авиаорганизаций. В непростых условиях отрасли удалось сохранить свой главный потенциал — опытный персонал, отмечает директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Игорь Голуб. Продолжаются полеты белорусских перевозчиков в Россию, страны Кавказского региона, Средней Азии, Ближнего Востока. Маркетинговая политика направлена на дальнейшее развитие маршрутной сети в государства ЕАЭС, ШОС, Африки. 

К тому же нашими услугами обеспечиваются все иностранные пользователи воздушного пространства. И делается это, как и раньше, на высоком профессиональном уровне с соблюдением всех международных норм и стандартов ИКАО. Авиационная отрасль страны старается компенсировать любые негативные последствия санкционной политики, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для авиаперевозок и высококачественный сервис для белорусских граждан и гостей нашей страны. 

Логика логистики

Подготовка специалистов для гражданской авиации проводится на базе Белорусской государственной академии авиации (БГАА). Недавно здесь открылось новое направление «логистика авиационных перевозок». Специалисты этого профиля будут заниматься планированием транспортных потоков в сфере авиации, сведением грузополучателя и грузоотправителя, планированием маршрутов с их максимальной целесообразностью и коммерческой выгодой. 


Декан факультета гражданской авиации Захар Машарский отмечает, что курсанты будут постигать как общеэкономические, логистические дисциплины, так и углубленные, с изучением основ авиации, а также новейших логистических информационных систем и баз данных. Преимущество данной специальности в том, что после окончания академии выпускники смогут работать как на авиапредприятиях, так и в любых логистических компаниях. Кроме того, в этом году впервые в истории БГАА состоялся набор на военный факультет девушек по специальности «беспилотные авиационные комплексы».

Как отметили в департаменте по авиации, на базе Национального аэропорта Минск также функционирует учебный центр авиационной безопасности ИКАО, который занимается вопросами обучения и подготовки специалистов в этой области и для сферы перевозок опасных грузов воздушным транспортом. 

На пути к мечте

Во время встречи с трудовыми коллективами Минского завода гражданской авиации № 407 и других предприятий, расположенных на территории Национального аэропорта Минск, Александр Лукашенко заявил, что не исключает возможности создания в Беларуси производства гражданских воздушных судов. Он напомнил, как принималось решение о переносе производственной площадки Минского завода гражданской авиации. 

До 2018 года предприятие располагалось на территории аэропорта Минск-1. Но в силу ряда обстоятельств было решено перенести завод в Национальный аэропорт Минск. Однако все было не так просто, как кажется на первый взгляд, отметил Глава государства. Поступало много предложений и о ликвидации завода, мол, в нем нет необходимости, так как там ремонтируют старые советские самолеты. Но такие доводы были для Президента неубедительными. В итоге высококвалифицированный коллектив завода был сохранен, а строительство новой производственной площадки находилось под особым контролем Главы государства. 

— Создав производство легковых автомобилей, у меня такая шальная мысль (если я успею это начать при своей президентской жизни) — если нам удастся развернуться и производить свой летательный аппарат, я буду счастлив. Значит, моя новая мечта может сбыться, — сказал Александр Лукашенко. 

По информации пресс-службы Государственного военно-промышленного комитета, Беларусь и Россия намерены реализовывать комплексную межведомственную программу по сотрудничеству в области авиастроения. В ее рамках, в частности, планируется запустить в серийное производство 2-моторный 19-местный самолет. Как отметил Премьер-министр Роман Головченко, реализация проекта ознаменует переход Беларуси в клуб стран-авиапроизводителей. Премьер-министр также сообщил, что самолет будет разрабатываться не с нуля, в нем используют наработки российских авиастроителей в рамках разработки самолетов «Ладога» и «Байкал». Параллельно будут изыскиваться источники финансирования для строительства предприятия, которое займется серийным выпуском этого самолета. Роман Головченко считает, что через четыре-пять лет первый белорусско-российский самолет сможет взлететь в небо. 


Роль малой авиации всегда была, есть и будет достаточно высокой, считает Игорь Голуб. Сегодня отрасль испытывает потребности в авиационно-химических и лесоавиационных работах, всех видах воздушных съемок, поисково-спасательных работах, санитарной авиации, мониторинге с воздуха, транспортно-связных работах. Немаловажна роль малой авиации и в региональных воздушных перевозках. Также новый многоцелевой самолет может использоваться в качестве учебного для подготовки пилотов. Создание подобного производства — это уникальная возможность, новые компетенции, новая сфера деятельности и, по большому счету, новая часть экономики. В условиях санкционного давления легкие воздушные суда в меньшей степени зависимы от импортных запчастей и комплектующих. Поэтому они должны будут помочь стране пережить тот непростой переходный период, во время которого важно не только выстоять, но и значительно окрепнуть, способствуя развитию отечественной промышленности, уверен Игорь Голуб.

Заинтересованы в сотрудничестве

Спекуляции на авиасфере — еще один механизм влияния коллективного Запада на неугодные страны. И истерия Брюсселя в отношении посадки самолета Ryanair в белорусском аэропорту в мае 2021 года — очередное тому доказательство. Что интересно, в то время рейсы из Белграда в Москву тоже кто-то «минировал». По крайней мере, такие сообщения получали сербские спецслужбы. Но после проверок никакие взрывные устройства на бортах не находили, как и в случае с самолетом Ryanair в Беларуси. Однако в результате сфальсифицированных обвинений в отношении гражданской авиации нашей страны были введены санкции. Они направлены на закрытие доступа для наших авиакомпаний и пассажиров к воздушному пространству в части Европы. Это можно расценивать как нарушение Чикагской конвенции, которая призывает удовлетворять потребности народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте, а также избегать дискриминации в отношении государств. 

В связи с санкционным давлением на нашу страну развитие авиационных сообщений проходит в непростых условиях. Но, как показывает жизнь, мир не заканчивается только Европой, отмечает член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Денис Карась. Существует множество стран, которые сегодня готовы сотрудничать с нами и открывают перед Беларусью новые экономические и туристические возможности. В свою очередь и наша страна всегда приглашает всех желающих с добрыми намерениями, которые хотят открыть для себя настоящую Беларусь, а не ту, которую рисуют нечистоплотные зарубежные СМИ. 

Альтернатива есть

Американские и европейские авиапроизводители постепенно смещаются с доминирующих мировых позиций, так как российский авиапром переживает сегодня возрождение. Белорусские производители также вносят большой вклад в развитие авиаотрасли Союзного государства. 

Набирающее обороты наше собственное авиастроение — направление очень перспективное. Но уже на начальном этапе такого грандиозного проекта надо очень тщательно изучить все возможные варианты спроса и предложения на такую высокотехнологичную продукцию. Емкий российский рынок поможет решать многие вопросы. Не стоит забывать и про другие, в том числе постсоветские страны, у которых может появиться альтернатива устоявшимся зарубежным брендам, считает Денис Карась. 

По данным департамента по авиации, несмотря на влияние западных санкций и определенные трудности, авиапредприятия страны работают стабильно. Сохранены трудовые коллективы, своевременно выплачивается заработная плата, выполняются налоговые и кредитные обязательства. А санкции позволяют по-новому взглянуть на авиаотрасль и осваивать новые направления.

География полетов расширяется

Пандемия и внешнеполитические факторы оказали влияние на мировую авиационную отрасль в целом и на белорусскую в частности, что вызвало определенные изменения в векторе ее развития, отмечает директор департамента по авиации. Тем не менее после достаточно турбулентного периода 2020—2022 годов количество обслуженных авиапассажиров за 9 месяцев этого года увеличилось более чем на 25 % по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. 

Сегодня ведется работа по привлечению партнеров из государств – участников евразийской интеграции и СНГ для возобновления и открытия новых рейсов. Так, за текущий год силами российских перевозчиков начато выполнение регулярных полетов в Минск из Нижнего Новгорода, Уфы, Перми, Калуги, Череповца, Пскова. Помимо этого, учитывая интерес со стороны белорусских граждан к «экзотическим» направлениям, авиационная маркетинговая политика сегодня нацелена на развитие маршрутной сети из дружественных стран Персидского залива, Средней и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки. Ожидаются в ближайшей перспективе и новые рейсы нашего основного авиаперевозчика.

Безусловно, развитие маршрутной сети — вопрос комплексный. Он прорабатывается совместно с заинтересованными вышестоящими ведомствами страны, крупнейшими государственными туристическими компаниями, основным белорусским авиаперевозчиком «Белавиа» и иностранными компаниями. Расширение географии полетов и увеличение количества перевозчиков позволят нашим гражданам не только воспользоваться новыми направлениями для отдыха и деловых поездок, но и снизить стоимость авиабилетов, считает Игорь Голуб.

Союзный капитал

Депутаты Парламентского Собрания обсудили вопрос о возможности субсидирования пассажирских авиационных перевозок между регионами Беларуси и России из бюджета Союзного государства. Представлена информация об организации регулярных авиарейсов по маршрутам Минск — Псков — Минск и Владивосток — Минск — Владивосток. Кроме того, поддержано предложение Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку об организации прямого авиамаршрута Минск — Волгоград. 

Поддержка на земле

Заместитель Премьер-министра Петр Пархомчик на встрече с губернатором Новосибирской области России Андреем Травниковым заявил, что сегодня отрабатывается программа, которая касается вопросов обеспечения наших аэропортов разными видами техники, необходимой как для перевозки грузов, так и пассажиров. Есть договоренность с вице-премьером — министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым о совместной работе в этом направлении. Белорусская сторона уже взяла на себя вопросы пассажирского перемещения в аэропортах. Завершаются испытания в Пулково в Санкт-Петербурге. Кроме того, БЕЛАЗ разработал целую линейку тягачей для аэропортов.

Ожидаются открытия

Как сообщил журналистам глава Республики Мордовия Артем Здунов по итогам встречи с Президентом Беларуси Александром Лукашенко, между Минском и Саранском планируется организовать прямой авиарейс. По его словам, на авиасообщение уже есть запрос от представителей бизнеса, но наверняка оно будет востребовано и для развития культурных, гуманитарных связей и туризма.

По информации министра иностранных дел Сергея Алейника, открытие прямого авиасообщения прорабатывают Минск и Каракас. В переговорах с министром иностранных дел Венесуэлы Иваном Хилем Пинто подготовке и подписанию соглашения о воздушном сообщении между двумя странами было уделено особое внимание. Планируется, что рейс будет выполняться венесуэльской авиакомпанией.

Национальный авиаперевозчик Азербайджана (AZAL) начал регулярные рейсы в белорусскую столицу. Генеральный директор Национального аэропорта Минск Вячеслав Хоронеко отметил, что особенно приятен факт возобновления регулярных рейсов из Баку в Минск в год 30-летия установления дипломатических отношений между Беларусью и Азербайджаном.

Говорят цифры

За 9 месяцев этого года перевезено авиапассажиров больше чем на 12 % по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, а грузооборот увеличен более чем на 29 %.

Сейчас флот пассажирских воздушных судов белорусских авиакомпаний максимально задействован по всем открытым зарубежным направлениям. Самолетами перевозчиков выполняются регулярные рейсы в 21 аэропорт 10 государств мира. Несмотря на прекращение полетов в Европу, продолжаются полеты в Россию, страны Кавказского региона, Средней Азии и Ближнего Востока. Осуществляются туристические чартерные рейсы на курорты Египта и Турции.

По словам генерального директора авиакомпании «Белавиа» Игоря Чергинца, туристический интерес белорусов к Индии растет. Открытое этим летом направление работает стабильно несмотря на то, что для авиакомпании это новая страна. Интерес есть с двух сторон, и он возрастает, отмечает гендиректор.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter