Тяжелое течение COVID-19 часто связано с нарушением свертываемости крови

Новая мишень — сосуды?

Врачи, которые лечат пациентов с COVID‑19, ежедневно сталкиваются с новыми и неожиданными проблемами. Наряду с инфекционным поражением дыхательных путей (оно наблюдается более чем у 75 процентов заболевших), патологический процесс распространяется по всему организму и характеризуется устойчивой к лечению лихорадкой, тяжелым повреждением легких, шоком и нарушением функций других жизненно важных органов. Неудивительно, что жертвами недуга становятся в основном пожилые люди и пациенты с множеством сопутствующих заболеваний — сахарным диабетом, артериальной гипертензией, злокачественными опухолями, после лучевой или химиотерапии, а также пережившие инфаркт, инсульт. Всего же в мире количество заболевших и умерших от COVID‑19 превысило уже 6 миллионов и 370 тысяч человек соответственно.

Неутешительные цифры статистики послужили поводом для проведения масштабных исследований для определения факторов, способных спрогнозировать тяжесть заболевания и его последствия, в том числе касающиеся сердечно‑сосудистых проблем. Дело в том, что тяжелое течение COVID‑19 часто связано с нарушением свертываемости крови, а точнее — множественными закупорками мелких сосудов (тромботическая микроангиопатия). Такие симптомы есть и при других острых инфекционных заболеваниях. Однако сгущению крови при COVID‑19 присущи свои отличительные особенности: оно связано с повышенным риском смертельных исходов и сосудистых тромбозов, тромбоэмболий. А вот причина этого — то ли прямое повреждающее действие вируса SARS‑CoV‑2 на внутренние стенки сосудов, то ли опосредованное влияние воспалительного «шторма» — пока остается загадкой. Однако предсказать развитие венозной или артериальной катастрофы помогают некоторые показатели сыворотки крови (например, концентрация D‑димера, протромбиновое время) и умеренное снижение уровня тромбоцитов. 

У пациентов, перенесших тяжелую коронавирусную инфекцию, густая кровь может сохраняться в течение длительного периода времени и быть причиной поздних тромбоэмболических событий. 

А недавние сообщения в СМИ, основанные на результатах компьютерной томографии легких, свидетельствуют и о частых случаях (22 — 30 процентов) тромбоэмболии легочной артерии у стационарных пациентов с ковидной пневмонией. Закупорка кровяными сгустками крупных и мелких веточек легочной артерии, равно как и сосудов других органов, является отличительной чертой тяжелой формы COVID‑19. А у ряда амбулаторных пациентов с лихорадкой и респираторными симптомами этой инфекции тромботические осложнения есть уже в момент госпитализации.

Опасность еще и в том, что применяемые сегодня средства для разжижения крови (антикоагулянты) не всегда срабатывают. А значительное повышение их дозы может привести к серьезным, иногда смертельным кровотечениям. Поэтому в подобной ситуации крайне важно найти тонкую грань между эффективностью лечения тромбоза, вызванного коронавирусом, и безопасностью пациентов.

Чтобы снизить риск формирования сгустков крови внутри сосудов при COVID‑19, нужно предпринимать профилактические меры еще до возможного заражения коронавирусом. Это особенно актуально в период самоизоляции, когда люди мало двигаются и набирают лишний вес. Поэтому так важно оставаться мобильными, отрегулировать рацион питания, исключив продукты, способствующие сгущению крови, потреблять достаточное количество жидкости, пользоваться (по назначению врача) эластическим компрессионным трикотажем, держать под контролем сопутствующие заболевания.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter