Госсубсидия, варианты в день обращения и переобучение: истории тех, кому помогла найти работу государственная служба занятости

Новая глава в трудовой

Больше года мы живем под знаком ковида. К дистанционке, непредвиденной корректировке планов и к тому, что из-за масок мы практически перестали видеть лица коллег, все привыкли. Вирус атакует, а жизнь идет своим чередом. Интересно, что на статистику занятости в стране коронавирус особо не повлиял. По последним данным Минтруда и соцзащиты, уровень безработицы в стране остается минимальным — таким же, как и годом ранее. На официальном учете на 1 апреля — 8600 белорусов, что почти на 14 процентов меньше, чем в апреле 2020-го. Правда, спрос на кадры немного снизился. Наниматели предлагают более 74 тысяч вакансий, что на 13 процентов меньше, чем годом ранее. Корреспондент «Р» записала истории людей, которые теряли и находили работу во время пандемии, и выяснила, в чем преимущества поиска варианта трудоустройства через государственную службу занятости.

Ковид слабо повлиял на показатели занятости в стране.
Фото Алекея Столярова

Из технарей — в ремесленники: вирус переквалифицировал 

У минчанки Вероники Братковской высшее техническое образование. Она инженер по телекоммуникациям. Несколько лет работала по специальности, потом перешла в сферу маркетинга. Около трех лет назад они с мужем решили осуществить свою давнюю мечту и отправились в длительное путешествие по Азии. Провели там два года, а потом в Китае вспыхнул коронавирус, и супруги вернулись на родину. 

Вероника Братковская 
— Ситуация с работой тогда была непонятная, выжидательная: многих моих знакомых сократили, у других уменьшили объем работы, кого-то перевели на дистанционку, — рассказывает Вероника. — Мне, собственно, возвращаться было некуда, да и страшновато окунаться в привычный режим своей профессии из-за рисков для здоровья. И тут я вспомнила, что можно получить государственную субсидию на открытие своего дела. Я ведь с детства плету макраме, кружево, очень нравится этим заниматься, и когда, как не сейчас, посвятить себя декоративному творчеству. Нашла телефон службы занятости, позвонила, поинтересовалась, могу ли я претендовать на госсубсидию, — и мне все очень четко, буквально по пунктам, разъяснили, куда приехать, какие документы взять с собой.

Это было в мае, в разгар заболеваемости. Вероника не скрывает, что опасалась заражения из-за того, что нужно контактировать со специалистами очно, но страхи развеялись на месте.

В плане предупреждения распространения инфекции все очень классно организовали, — вспоминает собеседница. — Большого скопления людей в центре занятости не наблюдалось, все посетители и персонал были в масках, приходящих строго контролировали, чтобы они пользовались санитайзерами, обрабатывали руки. 

Субсидия была получена, и Вероника Братковская стала реализовывать себя в новом профессиональном амплуа. Занимается творчеством дома, создает панно, кашпо, шторы на окна и в дверные проемы, игрушки из натуральных материалов — за неделю, как правило, появляется несколько новых работ. Их фото ремесленница размещает в интернете, заказчики ее находят сами, выбирая в сети понравившуюся вещь, и приезжают, только чтобы ее забрать. Непосредственный контакт с людьми сведен к минимуму. 

— Искать работу, когда спрос на кадры снизился, или ходить по собеседованиям с неизвестным результатом? — задает почти риторический вопрос Вероника. — Лучше творчество, которое дает положительные эмоции. Приятно работать с природными материалами — натуральным волокном, деревом — и привносить в интерьеры живую природную энергетику. А то, что на закупку материалов мне самой почти не пришлось тратиться — на них я использовала средства субсидии, — просто здорово. На старте, когда хочется почувствовать себя увереннее, даже небольшая материальная поддержка очень важна. 

Сейчас Вероника Братковская планирует продолжать ремесленническую деятельность. Надеется, что ситуация с пандемией улучшится и она сможет безопасно для здоровья участвовать в творческих выставках, представляя там свои работы. В ближайшие год-два возвращаться к специальности по диплому не собирается. А там время покажет.

В прошлом году содействие в организации предпринимательской деятельности получили 1629 белорусов, а в январе — марте субсидии дали еще 374 безработным. Больше всего примеров такой финансовой поддержки на Гомельщине и Минщине.

ДТП лишило работы

 43-летнего автослесаря-ремонтника Андрея Стаселовича выбил из устоявшейся профессиональной колеи не коронавирус, а банальное ДТП. Последние 18 лет он трудился на одном из предприятий по производству парфюмерной продукции и менять работу не собирался. Но три года назад на пешеходном переходе его сбила машина. Мужчина получил перелом ноги, и сложная травма потребовала длительной реабилитации. Год провел с аппаратом Елизарова, еще полгода — в гипсе. Андрею установили группу инвалидности, с работы уволили из-за несоответствия занимаемой должности вследствие состояния здоровья. Чуть позже группу инвалидности сняли, но к этому времени его должность сократили: ремонтники предприятию уже не нужны. В конце прошлого года мужчина обратился в центр занятости по месту жительства. 

После длительной реабилитации из-за травмы автослесаря-ремонтника Андрея Стаселовича трудоустроили быстро.
Фото автора

Автослесарь — профессия в стране востребованная, особенно в Минске. Спрос на тружеников с рабочими профессиями составляет более 60 процентов от общего числа вакансий. Поэтому неудивительно, что уже в день обращения Андрею Стаселовичу предложили сразу три варианта трудоустройства по его специальности. Недолго думая, он предпочел пойти в автобусный парк № 5, где с ним заключили контракт на год. Трудится в автопарке четвертый месяц. Работа устраивает, зарплатой удовлетворен.

— Специфика ремонтных работ здесь, конечно, посложнее, — констатирует собеседник. — Мне ведь до этого приходилось ремонтировать только легковые автомобили. Там открыл капот — и все механизмы как на ладони. А чтобы дать оценку техническому состоянию автобуса и электробуса и устранить неполадки, приходится немало времени проводить в смотровой яме. Но, думаю, освоюсь и буду работать долго. Я не из временщиков, нравится постоянство.

Поиск стабильности: на родине и в госорганизации

Ольга Казак по профессии технолог кожгалантерейных изделий, окончила техникум легкой промышленности. Но так вышло, что своей специальности предпочла систему городского общепита — зарабатывала официанткой в пиццериях и бургерных. Три года назад с мужем решили трудоустроиться за рубежом. Два с половиной года супруги работали на одном из предприятий по производству вентиляционного оборудования в Польше. 

Ольга Казак нашла в новой специальности водителя троллейбуса долгожданную стабильность.
Фото Сергея Мицевича
— Минус в том, что нашим трудовым договором была предусмотрена минимальная медицинская страховка, — рассказывает Ольга. — Это обстоятельство, признаться, держало в напряжении, ведь если что случится со здоровьем, на полноценную помощь мы не могли рассчитывать — разве что на консультацию врача-терапевта. Когда коронавирус пошел по планете, такая незащищенность стала особенно напрягать. Захотелось одного — стабильности и уверенности. К тому же появились и другие проблемы, и мы, взвесив все за и против, вернулись в Минск. 

Эпидемия ударила и по белорусским предприятиям общественного питания — они если не закрывались, то на время сворачивали свою деятельность. Но возвращаться на прежнюю работу и сама Ольга уже не планировала: 

— В 33 года в официантках как-то уже не комильфо. Пора обрести почву под ногами, найти постоянное и надежное место, поэтому зарегистрировалась безработной в службе занятости. Высказала пожелание трудоустроиться на государственное предприятие, потому что, по моему мнению, «госы» более надежные.

На предложение пойти в троллейбусный парк, где ее готовы переобучить на водителя троллейбуса, Ольга сразу согласилась. 

— Транспорт по Минску ходит всегда, и водитель — профессия, которая всегда прокормит, — объясняет она свой выбор. 

Кроме этого, работа водителем троллейбуса помогала удовлетворить и еще один личный интерес Ольги. 

Я раньше боялась водить машину, у меня были права на вождение легкового автомобиля, но сама за руль так и не села, — говорит она. — А по условиям переобучения, со мной должен ездить некоторое время опытный инструктор, и я таким образом надеялась преодолеть этот страх. Так и случилось. С нуля прошла обучение, которое длилось три месяца, затем сто часов учебной езды, сдала в ГАИ на права по категории «i», а сейчас вожу троллейбус уже с пассажирами, но под руководством инструктора. Со страхом распрощалась.

Юристы и учителя тоже водят троллейбусы

Заместитель директора по перевозкам троллейбусного парка № 3 Михаил Игнатенко комментирует:

— Для приобретения новой профессии водителя троллейбуса к нам приходит немало людей с самым разным образованием, в том числе и высшим. Некоторым соискателям по 45 и более лет. Среди наших водителей есть бывшие автослесари СТО, юристы, индивидуальные предприниматели, учителя географии и начальных классов. Сейчас в парке более 400 водителей, примерно 30 процентов из них — женщины. Штат в целом сформирован, но потребность в водительских кадрах остается. 

Когда в других филиалах предприятия тоже есть необходимость в водителях, курсы организуются совместно с центром занятости населения. Если недостаточно желающих для набора группы и есть свободные места в общежитии, троллейбусный парк рассматривает кандидатуры иногородних. С теми, кто прошел обучение, обязательно заключается договор. Среди бонусов трудоустройства — стабильно выплачиваемый заработок, социальный пакет, включая оздоровление в санатории-профилактории на льготных условиях. Но согласно условиям договора, работник обязан отработать на предприятии не менее трех лет. 

С учетом времени на обучение и стажировку это немного, — говорит Михаил Игнатенко. — Ведь затраты на обучение немалые, таким образом предприятие инвестирует средства в кадры. 

Кадры, как известно, структура мобильная. Бывает, водители уходят из-за смены места жительства, кому-то надо ухаживать за тяжелобольным родственником, не редкость увольнения и по состоянию здоровья. Водители регулярно проходят две медкомиссии: водительскую и по проф­пригодности, которая должна исключить проблемы со зрением, сердечно-сосудистые недуги — речь ведь идет об ответственности за жизнь пассажиров.

К слову, профессия водителя уже много лет держится в топе самых востребованных специальностей не только в Минске, но и в стране.

КОММЕНТАРИЙ

Олег Токун, начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты:

— Если человек обратился в государственную службу занятости, наши специалисты достаточно быстро помогут решить вопрос поиска работы. Средний период трудоустройства за прошлый год составил 1,3 месяца. Другое дело, насколько оперативно сами граждане регистрируются в качестве безработных по месту жительства и решают воспользоваться услугами наших специалистов. Около 20 процентов тех, кто обращается в государственную службу занятости, уже не имеют работы более года. Как правило, это мужчины в возрасте 38—40 лет со средним или профессионально-техническим образованием. Это не значит, что они обязательно ничего не делали, они могли работать без оформления или за границей. 

Поиск работы через государственную службу занятости имеет свои преимущества. Во-первых, с кандидатом индивидуально работает специалист. Он предлагает вакансии, контактирует с нанимателем по всем вопросам, предлагает различные формы содействия занятости. Прежде чем направить к нанимателю, специалист проводит своего рода предсобеседование — созванивается с нанимателем, уточняет в отделе кадров актуальность вакансии, сообщает о потенциальном соискателе, его квалификации и другие подробности, узнает степень заинтересованности в нем и т.д., и только после того как добро получено, безработного направляют на встречу. 

Служба занятости может предложить и другие виды содействия занятости — например, различные виды самозанятости, выдачу безвозмездной субсидии на открытие своего дела. А если человек относится к особой категории, когда нуждается в дополнительных гарантиях — например, у него инвалидность или он недавно освободился из мест лишения свободы, а также если человек впервые ищет работу, — то у нас есть ряд программ, которые стимулируют нанимателя принимать таких лиц к себе. То есть человек может быть уверен, что его не оттолкнут, а, наоборот, даже будут заинтересованы его трудоустроить. Как правило, речь идет об участии службы занятости в финансировании заработной платы такого кандидата. 

Еще один бонус поиска работы через государственную службу занятости: если человек нуждается в обучении или переобучении (оно оплачивается государством), в течение срока, пока он учится от службы занятости, он получает стипендию. Сумма составляет до трех базовых величин в месяц. 

И еще одно важное преимущество — на обучение и переобучение мы отправляем с гарантированным трудоустройством. То есть человек, получая те или иные навыки, может быть уверен, что он будет обеспечен после учебы стабильной работой и заработком. 

Безработным предлагают и участие в общественных работах, пока он не нашел место, которое ему нужно. Выплачивают деньги, как правило, посуточно, и это возможность поддержать себя и свою семью материально. Если человек не хочет участвовать в общественных работах по каким-либо причинам, он вправе от них отказаться.

ЦИФРА

В Минске на одного безработного приходится 19 вакансий, в Минской области — 13,7 вакансии, Гомельской — 8,8, Гродненской — 8,7, Могилевской — 5,7 вакансии, Брестской — 5,5, Витебской области — пять вакансий на одного безработного.

ИНФОГРАФИКА


kozlovskaya@sb.by
 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter