В РТБД состоялась премьера комедии “Мудромер”: актуальна ли в наши дни советская сатира?

Новая эра “мудромера”

В репертуар РТБД залетела “редкая птица” — сатирическая комедия
Премьера сатирической комедии “Мудромер” в Республиканском театре белорусской драматургии в постановке художественного руководителя театра Александра Гарцуева, с одной стороны, порадовала своей стройной и цельной концепцией, актерской раскрепощенностью. Но с другой — все-таки заставила задуматься: насколько советская сатира сейчас актуальна? Чтобы это “блюдо” снова обрело остроту и было удобоваримым, нужны режиссерские “специи”. У каждого постановщика они свои.


Режиссер Олег Киреев в Театре киноактера ставил комедию Кондрата Крапивы “Хто смяецца апошнім” канонически, в соответствии с духом времени, в эстетике ретро. А что если бы перенес в современный офис? Если бы персонаж Кашперова сменил узнаваемый  “сталинский” френч на образ айтишника? Стал бы его Горлохватский хуже? Нет, по-моему, стал бы только страшнее, превратившись в типическое явление уже нашего времени. Режиссеру Борису Луценко, для того чтобы дать новую сценическую жизнь “Затюканному апостолу” Андрея Макаенка, понадобилась музыка композитора Алексея Еренькова. И эта пьеса превратилась в настоящую рок-оперу “Оракул?..” с блестящими актерскими работами Владимира Глотова и Александра Вергунова.

Тем не менее не могу для себя решить: все эти обращения к пьесам советского периода все-таки происходят действительно оттого, что так хороши эти произведения, или потому что новых — остроумных и дерзких — нет?

“Базис” в этих историях всегда крепкий. Есть характеры и диалоги. Но вот “надстройку” каждый режиссер все-таки должен придумывать свою, чтобы история заработала. В качестве такой “надстройки” в “Мудромере” Александра Гарцуева выступают современные компьютерные термины, которые освоил изобретатель Мурашко в меланхоличном исполнении актера Валентина Соловьева. Режиссер намеренно подчеркивает: это не игра в советское ретро, все происходит здесь и сейчас, возможно, в соседнем с театром учреждении, где и обитает выдуманное драматургом Николаем Матуковским могущественное и влиятельное Министерство согласований.

Сюжет остался прежним: неутомимый изобретатель Мурашко (ау, куда исчезли из современных пьес одаренные и вдохновенные люди науки?) предлагает запустить в массовое производство аппарат “Дуромер”. Его задача измерять человеческую глупость по своей собственной, хитро устроенной шкале. Результат будет озвучиваться музыкально: от “Танца маленьких лебедей” Петра Ильича Чайковского из “Лебединого озера” до арии из оперы “Князь Игорь” Бородина. Однако мудрый чиновник Вершило предлагает изобретателю более благозвучное название — “Мудромер”. После появления Мурашко в высоком учреждении следует целая череда веселых и грустных коллизий. Как всегда и бывает, кто-то воспринимает изобретение самородка на ура, а вот кого-то оно приводит в явное смущение.

У “Мудромера” как произведения на редкость счастливая сценическая и экранная судьба. Театралы помнят знаменитую постановку Валерия Раевского в Купаловском театре, удостоенную Государственной премии Беларуси. Мне когда-то посчастливилось еще беззаботным школьником видеть этот замечательный спектакль с Николаем Еременко-старшим, Геннадием Овсянниковым и Стефанией Станютой на гастролях Купаловского театра в славном нефтеграде над Западной Двиной Новополоцке. Навсегда в память врезалась и сценография художника Бориса Герлована: бесконечные столы чиновников, почти громоздящиеся друг на друге, телефонные аппараты.

После был и советский фильм Валерия Пономарева, где главные роли играли звезды советского кино: Борислав Брондуков, Татьяна Васильева, Владимир Конкин, купаловец Виктор Тарасов. Стефания Станюта снова сыграла, теперь уже на экране, все ту же роль Бабушки. Любопытно, что директором фильма Пономарева был бывший генеральный директор киностудии “Беларусьфильм” Игорь Поршнев. А нынешний — Владимир Карачевский — уже исполнил пронзительную песню на юбилейном вечере Татьяны Мархель, сыгравшей Бабушку в новом спектакле. Такие вот кружева плетет само время.

Смею утверждать, что у Татьяны Григорьевны здесь одна из лучших ролей за последнее время — какую невероятную полифонию актерских чувств и реакций она демонстрирует на сцене! Поначалу мы воспринимаем ее героиню как профессиональную жалобщицу, после — как бабушку “с приветом”, затем перед нами открывается многогранная и сложная личность. Ее разговор с чиновником Вершило в исполнении Андрея Добровольского проходит в соответствии с принятым в народе вековым дипломатическим протоколом общения простого человека с начальством: максимальный такт, интеллигентность, четкое формулирование своих просьб. Время — деньги. “Сильных мира сего” нельзя надолго отрывать от дел насущных. И все это в игре Мархель есть. И когда в сцене происходит этот драматургический перевертыш и мы понимаем, что Бабушка, возможно, одинокий и все-таки несчастный человек, позабытый своими детьми и внуками до такой степени, что вынуждена заранее себе покупать дубовый гроб, зал прошибает на слезу. Увы, почти каждый вечер в телешоу Андрея Малахова или Дмитрия Борисова мы видим подобные истории даже из жизни знаменитостей.

Семейная тема присутствует в линии Бабушки, но все же основной темой в новом “Мудромере” остаются взаимоотношения человека и общества, манипуляция общественным мнением, давление ложных ценностей и авторитетов, живучесть человеческой глупости... Так что закончить можно знаменитым четверостишием Гавриила Романовича Державина:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.
У “Мудромера” как произведения на редкость счастливая сценическая и экранная судьба. Театралы помнят знаменитую постановку Валерия Раевского в Купаловском театре, удостоенную Государственной премии Беларуси
pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter