Что, кроме слуха, важно при выборе музыкальной школы для ребенка

Ноты и банкноты

Моцарт, Бах, Шопен, Бетховен... «А может, мой ребенок так же талантлив, как один из них?» — наверняка такая мысль посещает не одну родительскую голову. Когда стоит отдать ребенка в музыкальную школу и на что ориентироваться при выборе инструмента? В нюансах разбиралась корреспондент «НГ».

Компактный баян

pixabay.com

В мои школьные годы считалось престижным после уроков идти не домой, а в спортивную секцию, или на танцы, или на языковые курсы, или в музыкальную школу, что была в паре шагов от общеобразовательной. Чтобы быть при деле, я уговорила родителей отдать меня в эту самую музыкалку. Было первое сентября. Линейка закончилась, и мы с мамой пошли узнавать, какие инструменты есть. Оказалось, выбор не так уж и велик: цимбалы, фортепиано и баян. Наверное, каждый ребенок из этого перечня выберет фортепиано. И я не исключение. Но обязательным условием учебы в музыкальной школе является наличие инструмента дома. Этот аргумент и стал решающим. Что занимает меньше места и наиболее компактно? Правильно, баян… 

Исходя из своего «музыкального» опыта я сделала вывод, что выбор инструмента — самое важное, затем идет преподаватель. Но, конечно, это не профессиональный подход. Чтобы разобраться во всех нюансах, которые ждут ребенка, ступившего на музыкальную тропу, решила поговорить с преподавателями музыкальных школ и психологом. 

Ноты в нагрузку

Семейный психолог Янина Коновко говорит, что у ребенка интерес к какой-либо деятельности начинает проявляться с трех лет, не раньше.

— До шести лет малыш познает мир через игру. И все, что ему нужно, — это максимальные возможности играть, трогать, пробовать на вкус, цвет, текстуру различные вещи. Так он развивает сенсорику, мелкую моторику. У него в шесть, в семь, даже в десять лет еще не может быть одного стойкого интереса. Весь период школы до 15—16 лет надо разрешать пробовать разные виды занятий. Пусть он ищет себя. Потому что во взрослом возрасте не остается ни сил, ни времени, чтобы заниматься и музыкой, и танцами, и рисованием, и спортом, и еще чем-то.

Директор Берестовицкой школы искусств Татьяна Алексеюк заметила, что не все понимают, какая нагрузка ложится на ребенка при поступлении в музыкальную школу:

— Учащийся обязан посещать два раза в неделю индивидуальные занятия по основному инструменту, урок сольфеджио, занятие по музыкальной литературе. Одним разом в неделю здесь не обойтись. 

Весовые категории

Понятно, если ребенок не слышал, как звучит тот или иной инструмент, ему сложно сделать выбор. Поэтому здесь дело за родителями. Бывает, выбор инструмента предопределен. Чаще всего это происходит по такому сценарию: в доме есть гитара или пианино, на котором в молодости играла бабушка, дедушка или другие родственники. Два зайца одним махом: и выбирать инструмент не надо, и тратиться на его покупку тоже. 

По мнению специалистов, если ребенок старше шести лет, то можно выбирать из широкого спектра музыкальных инструментов. А вот у ребенка младшего возраста выбор ограничен: ему подойдут лишь те инструменты, с которыми он сможет справиться физически. В таком случае наиболее разумно будет отдать предпочтение скрипке или пианино. 

Михаил Климанов всю свою жизнь преподает игру на баяне в музыкальной школе в деревне Скоки Брестского района: 

— Начинать обучение рекомендую деткам с 7—8 лет. Потому что баян — тяжелый инструмент. Это надо понимать родителям. Не каждый ребенок осилит его в физическом плане. Хотя ко мне приходят и маленькие, худенькие девочки. Если инструмент правильно взять, то все нормально.

Камилла Ивашкевич учит в Минске игре на фортепиано:

— Оно развивает мелкую моторику, усидчивость и музыкальный слух. Но значительный минус — габариты. Особенно если речь идет о стандартной квартире. Однако если ребенку нравится и у него получается, то обычно родители покупают синтезатор или цифровое фортепиано. 

Хотя не исключен вариант, что ребенку разонравится инструмент. Поэтому вначале его стоит взять напрокат. Эту услугу оказывают и некоторые музыкальные школы, говорит Людмила Черноус, музыковед Барановичского музыкального колледжа:

— У нас цена за прокат — от 55 руб­лей в месяц. Позже можно приобрести подержанный инструмент. Ну а если у вашего ребенка окажется талант, купите новый.

Финансовые октавы

В государственные музыкальные школы зачисляют детей, которые успешно прошли конкурсный отбор. Месяц игры на фортепиано, гитаре — от 16 до 25 рублей, аккордеоне, баяне, цимбалах, домре, балалайке, струнно-смычковых (скрипке, виолончели), духовых и ударных инструментах — от 13 до 22 рублей.

По словам директора столичной детской музыкальной школы искусств № 11 имени В. В. Оловникова Анатолия Попова, ребят условно можно разделить на одаренных, талантливых и способных: 

— Первым, кому Богом дано стать музыкантом, достаточно позаниматься полчаса в день — и они будут расти профессионально как на дрожжах. Результат остальных — это наполовину заслуга родителей, 30 % — учащегося и лишь 20 % — педагога. На первых этапах знакомства с инструментом самое главное — домашние занятия. Знаменитый дирижер и композитор Раймонд Паулс, отвечая на вопрос журналистов, как он в детстве попал в музыкальную школу, лаконично заметил: «Отец заставил!» Я этот пример всегда привожу родителям. Без их силы воли и ответственности успеха не будет.

В частных школах стоимость обучения выше: от 160 до 370 рублей в зависимости от выбранного инструмента. К тому же оплата идет за количество занятий. Например, в одной из столичных частных школ, если два раза в неделю ходить (восемь занятий в месяц), получится 215 рублей. Одно занятие стоит почти 27. В этой же школе за двенадцать занятий надо заплатить 310 рублей. 

Подержанные дешевле

Классическое фортепиано стоит от 7000 рублей и выше. Если брать подержанный инструмент, то цена начинается от 200 рублей, цифровое фортепиано обойдется в 2000. Цена синтезатора скачет от 250 до 3000 рублей. Гитару можно найти за 140 рублей, скрипка стоит около 200, за саксофон придется отдать более 1000 рублей. 

Психолог Янина Коновко подчеркивает, что выбирать музыкальный инструмент нужно не только по физическому состоянию:

— Если у вас общительный ребенок, выберите инструмент, который будет соответствовать его характеру. Флейты отлично подходят для компанейских детей, так как флейтисты, как правило, стоят в передней части группы. Более громкие инструменты, такие как саксофон и труба, тоже отлично подходят для общительных детей. Также, несмотря на то что мозоли со временем пройдут, некоторые дети могут избегать струнных инструментов из-за волдырей или даже порезов.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter