С 1 января 2014 года в работе нотариальных контор произойдут существенные изменения

Нотариус меняет вывеску и статус

С 1 января 2014 года в работе нотариальных контор произойдут существенные изменения

К нотариусу мы обращаемся нечасто, но обычно по серьезному поводу. Для этого приходим в учреждение, вывеска которого вызывает уважение: «Республика Беларусь. Министерство юстиции. Государственная нотариальная контора». С 1 января 2014 года в работе этого важного для граждан и государства института произойдут существенные изменения. Как сообщила пресс–служба Президента, 27 ноября Александр Лукашенко подписал Указ № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь».

Цель документа — повышение статуса нотариуса и его роли в обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Сохранятся социальная ориентированность нотариата, его доступность. Государственные и частные нотариусы наделяются единым статусом. Министерство юстиции сохранит полномочия по государственному регулированию в этой сфере. Методическое руководство и координация, организация самоуправления возложены на Белорусскую нотариальную палату.


Что изменится в работе практикующих нотариусов и чего ожидать нам, гражданам, их клиентам? С этими и другими вопросами корреспондент «СБ» обратился к председателю правления Нотариальной палаты Наталье Борисенко.


— Наталья Владимировна, в некоторых СМИ появились обеспокоенные и чуть ли не панические комментарии. Цены, дескать, взлетят, нотариат вообще развалится...


— Категорически не разделяю этих опасений, которые беспричинно будоражат людей. Услуги нотариуса востребованы, социально значимы, доступны — такими они и останутся.


— Что это за услуги?


— Закон содержит 19 видов основных нотариальных действий, из которых наиболее востребованы около десяти. Это сделки любого свойства, связанные с отчуждением имущества, транспортных средств, недвижимости и предметов обихода, это завещания, доверенности, заверение копий документов и подлинности подписи и верности перевода документов с одного языка на другой... В последнее время все более востребовано нотариальное удостоверение тождественности решений исполнительных органов юридических лиц. Имеются в виду, например, протоколы общих собраний, по поводу которых возникает много корпоративных споров. Думаю, что суды и добросовестные участники обществ заинтересованы, чтобы в подобных случаях нотариат выступал гарантом. Мы совершаем много исполнительных надписей о взыскании задолженностей, например, по кредитным обязательствам.


— Известно ли, как часто граждане обращаются к нотариусам?


— Да, такая статистика ведется, мы представляем ее Минюсту. Итоги 2013 года еще неизвестны, но за 2012–й в стране совершено около 1,3 млн. нотариальных действий.


— А сколько в стране представителей вашей профессии?


— Государственных — более 800. Небюджетных, то есть физических лиц, юристов, которые получили лицензию на право заниматься нотариальной деятельностью, — 45. Небюджетные нотариусы появились в 1993 году, когда в Беларуси, как и в других странах бывшего СССР, государство делегировало им некоторые свои функции. Для граждан документы государственных и небюджетных нотариусов имели равную юридическую силу, при этом первые финансировались из бюджета, а вторые — за счет взысканного нотариального тарифа. Иначе говоря, мы начинаем не с чистого листа: в январе этого года небюджетный нотариат отметил 20–летие. Это, в частности, и внушает уверенность, что формирование пройдет успешно.


Такова общемировая практика. В России, к примеру, реорганизация практически состоялась: там работают более 7,5 тысячи небюджетных нотариусов и лишь два десятка государственных — только в отдаленных регионах, где работа нерентабельна.


— Это и внушает опасения. А если окажется, что белорусскому нотариусу невыгодно работать в агрогородке, городском поселке, райцентре, наконец? Сейчас подобные вопросы решает государство: в этом поселке должны быть ФАП, магазин, нотариус, опорный пункт милиции... Пусть это стоит денег, зато важно в социальном смысле. А как будет впредь? Прикажете клиентам в областной центр, в Минск ехать?


— Замечу, что в стране есть районы — в Могилевской, Гомельской, Витебской областях, — где нотариус совершает не более 50 действий в месяц. Для самоокупаемости этого недостаточно. В подобных городах, поселках, агрогородках нотариусы и сейчас работают «челночным» образом, то есть по предварительной записи, по потребности.


Нотариат будет единой системой, которая строится на принципах самофинансирования и саморегулирования, — это предполагает реформа, такую задачу ставит перед нами Минюст. Одной из задач Нотариальной палаты будет формирование специального фонда, средства которого будут финансировать работу нотариусов в одних регионах за счет других.


— Почему вы не ожидаете подорожания услуг?


— Их стоимость, как в большинстве стран с латинской системой нотариата, регулируется государством. Такой порядок сохранится.


— А что можно сказать о человеческом факторе и ошибке нотариуса, которую нельзя исключить? Вероятна ли умышленная и какова ее цена?


— Здесь не решают, кто прав или виноват. Деятельность нотариуса направлена на избежание споров. Его задача — удостоверить данность, документ, факт или событие, сделку. Его действия строго очерчены законом, при этом публичны, прозрачны и легко проверяемы.


Что касается возможной неумышленной ошибки — в дате, наименовании, написании фамилии — и ее возможных последствий, то небюджетные нотариусы с самого начала деятельности страхуют свою гражданскую ответственность. Но за все время существования небюджетного нотариата в Беларуси не было примеров страховых выплат или, иначе говоря, серьезных нотариальных ошибок. Уверена, что их не будет и впредь.


Кроме того, в нотариальной палате будет создан дисциплинарный орган, который станет рассматривать факты нарушения правил профессиональной этики, жалобы граждан и принимать по ним решения, то есть своего рода суд профессиональной чести. Репутация в нашем кругу очень дорого стоит. Поэтому, уверена, права граждан надежно защищены.


— Логика преобразований, пожалуй, понятна: зачем тратить средства бюджета на структуру, которая успешно зарабатывает сама. Но как будете расходовать средства? Только на зарплату и аренду?


— Средства будут вкладываться в научные и методологические разработки в области правового регулирования нотариата, внедрение IT–технологий... Наша первейшая задача — вкладывать в развитие. Поэтому уточню сказанное: если для граждан что–то изменится, то только в лучшую сторону.


Вероника Литвинко, заместитель заведующей 1–й Минской городской государственной нотариальной конторой, профессионал с 20–летним стажем, высказала солидарное мнение:


— Придется много тратить на технику, программное обеспечение, связь, исследование содержания архивов, — и на работу, и на развитие. Нотариусы не устанавливают тарифы, так что граждане не пострадают — уверена на сто процентов.


— Сколько посетителей вы в среднем принимаете?


— В октябре 12 нотариусов нашей конторы совершили 3 тысячи 700 нотариальных действий. Ставки государственной пошлины за услуги установлены Налоговым кодексом. Кроме того, взыскиваем тариф за оказание дополнительных услуг: подготовку проектов договоров, консультирование, техническое оформление документов... Его размер устанавливает Правительство.


— Вы работаете на улице Красной. Неподалеку размещаются еще несколько нотариальных контор: на Чичерина, Я.Коласа... В Минске их почти три десятка. Очередей обычно нет. Не опасаетесь конкуренции, что кто–то из нотариусов окажется лишним?


— Все мы — юристы с высшим образованием, не пропадем. А конкуренция лишь на пользу нашим клиентам, а заодно и престиж профессии поднимет.


Советская Белоруссия №226 (24363). Суббота, 30 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter