Нотами не передать...

Тема возрождения Белорусского историко–этнографического музея имени Ивана Луцкевича — из разряда тех, обсуждение которых неизменно заводит в тупик...

Тема возрождения Белорусского историко–этнографического музея имени Ивана Луцкевича (виленского Белорусского музея) — из разряда тех, обсуждение которых неизменно заводит в тупик. Когда так много темных пятен в истории передачи коллекции музея «в дар белорусскому народу» правительством Литовской ССР в 1945 году... И так давно ведутся дебаты о возможном воссоединении некогда богатейшего собрания нашего культурного наследия. В очередной раз разговор о «музее Ивана Луцкевича» зашел на прошлой неделе, во время визита в Минск министра культуры Литвы Ремигиюса Вилкайтиса. Министр подтвердил, что готов поддержать «соответствующие предложения белорусской стороны». Возможно, теперь дело все же сдвинется с мертвой точки?


После того как Литва стала частью СССР, а сотрудники многострадального музея вместе со своим директором Антоном Луцкевичем были арестованы, коллекцию передали в подчинение Академии наук Литовской ССР. Накануне войны музейные ценности, имевшие отношение к истории Белоруссии, предполагалось передать в Минск в обмен на документы литовского происхождения. Однако фактический передел  начался только летом 1945–го... Какую часть собрания братьев Луцкевичей тогда получила БССР и как ею распорядилась, архивисты расследуют до сих пор. Тем временем в музеях и архивах Вильнюса обнаруживаются все новые артефакты нашей культуры из коллекции виленского Белорусского музея, причем такие, о существовании которых никто не подозревал на протяжении почти 65 лет...


От литовских коллег искусствовед и историк Ольга Лобачевская узнала, что в Институте литовской литературы и фольклора были обнаружены некие белорусские материалы. Предположив, что находка, возможно, связана с этнографическим музеем Виленского университета, история которого давно интригует Ольгу Александровну, она решила исследовать их лично. Осмотр 12 вместительных коробок с нотами и рукописями подтвердил, что когда–то все это богатство принадлежало Белорусскому музею в Вильно... Богатство в данном случае — не метафора. Целая фольклорная картотека, тысяча с лишним записей народных текстов и мелодий, собранных этнографами, фольклористами и археологами на большей части современной Беларуси с 1817 по 1944 год, по сегодняшним меркам — материал бесценный...


— Как выяснилось, архивист Виталий Скалабан видел похожие карточки в нашем музее истории Великой Отечественной войны, — продолжает раскручивать свой почти детективный сюжет Ольга Лобачевская. — Оказалось, так и есть... Видимо, часть этого нотного архива попала в наш музей в 1945 году, но, не разобравшись, что это за карточки, сотрудники музея решили использовать их для создания собственной картотеки: обратная сторона–то была чистой, а картон — в дефиците. Ради экономии карточки даже разрезали пополам...


Вполне возможно, что картотеку белорусских народных мелодий сегодня можно восстановить... А пока Ольга Александровна попыталась составить первоначальную опись этих потрясающих находок. Помимо нот и карточек, в коробках обнаружились рукописи знаменитого собирателя белорусского фольклора, композитора и педагога Антона Гриневича, а также десятки документов, связанных с газетой «Наша нива» и другими белорусскими изданиями, выходившими в Вильно, с именами Вацлава Ластовского, Александра Власова, Бронислава Тарашкевича, Ромуальда Земкевича и других не менее известных деятелей национальной истории и культуры. И еще — множество записей фольклорных текстов и описаний обрядов, свидетельствующих, насколько одержима национальной идеей была белорусская интеллигенция в начале прошлого века.


— Этот архив собирали не только профессиональные фольклористы и музыкологи вроде Антона Гриневича, — подтверждает Лобачевская. — Есть фольклорные записи художника Язэпа Дроздовича, архитектора Левона Витан–Дубейковского, а также — оригинальные произведения композиторов Алексея Туренкова и Константина Галковского... Масса любопытнейших документов! К примеру, копия нот, сделанная Ромуальдом Земкевичем в библиотеке пана Констанция Святополк–Завадского в Крошине накануне Первой мировой войны. Считалось, что эти мелодии исчезли безвозвратно. И вот теперь нашлись...


К слову, руководство литовского архива с большой заинтересованностью относится к идее создания виртуальной коллекции Белорусского музея. Взять на себя часть работы, чтобы сделать этот музей общедоступным, готовы и в других литовских музеях и библиотеках, где хранятся раритеты из знаменитого собрания Ивана Луцкевича.


— Как раз сегодня сложилась максимально выгодная ситуация для восстановления музея имени Ивана Луцкевича в виртуальном пространстве, — убеждена Ольга Александровна. — Ведь сейчас мы располагаем всеми техническими возможностями для этого. Наконец–то можно создавать большие объемы электронной информации, пользоваться которой могли бы все неравнодушные к нашей культуре люди, независимо от гражданства. И есть большая заинтересованность в таком проекте литовских коллег, хотя я еще помню время, когда контактов у нас почти что не было...


К слову, в будущем году Белорусский историко–этнографический музей имени Ивана Луцкевича будет отмечать 90–летие со дня своего основания. Даже если он будет виртуальным, дата, согласитесь, очень красивая...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter