Нота и НАТО

Российско-украинский дипломатический скандал косвенно затронул тему будущего постсоветского пространстваСоветский Союз прекратил существование, когда в беловежских Вискулях руководители трех государств — России, Украины и Беларуси подписали эпохальное решение. Судьбы тех руководителей сложились по-разному, и нынче никто из них уже не влияет на политику. Однако речь сегодня о другом: по сути, от решения трех стран зависела судьба некогда огромного СССР. Это немаловажный факт для понимания происходящего сейчас на территории бывшего “единого и могучего”.

И если Россия и Беларусь еще со времен Бориса Ельцина, будто спешившего исправить геополитическую ошибку и потому всячески стремившегося связать интеграционными нитями наши две страны, продолжают (хотя и трудно, и медленно) идти объединительной дорогой, то Украина шла в общем-то на всех парусах (за исключением короткого периода перед последними президентскими выборами) к западным берегам.
Новая буря, начавшая набирать силу в преддверии апрельского саммита НАТО, а после него не только не ослабевшая, но и словно получившая второе дыхание, грозит разнести в щепки те утлые суденышки российско-украинского сотрудничества.
Киев уже одной ногой стоял в НАТО. Джордж Буш прилетал к Виктору Ющенко, а потом дверь Североатлантического альянса вдруг резко захлопнулась. В том числе и перед Грузией.
Мировые политики заговорили о цепкой руке Москвы, “не давшей вздохнуть НАТО”. А американский сенатор Ричард Лугар вообще чуть ли не призвал США идти освобождать Европу от энергетического давления России. Но все стороны сошлись в одном: Кремль в этом раунде одержал верх. И приехавший в Сочи к Владимиру Путину Джордж Буш одним только этим визитом подписался под политической победой России. Однако геополитика — это схватка, растянутая во времени. И уже под занавес нынешнего года ожидается, что Украине и Грузии НАТО все же выдаст пусть и не полноправный членский билет, но пригласительный — точно. А это значит, что Запад закрепится на новом рубеже, еще ближе подойдя к российским границам. Это продвижение идет давно. Бросок, закрепление на взятых позициях и подготовка к новому.
Когда в Европе завершалось противостояние по линии социализм—капитализм и Варшавский военный блок — НАТО, Запад клятвенно обещал, что Североатлантический альянс вперед не продвинется ни на пядь. Однако сегодня НАТО уже в Прибалтике и Польше.
Реакция Москвы на действия Запада вполне объяснима. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил: “Мы будем делать все, чтобы не допустить принятия Украины и Грузии в НАТО и не допустить неизбежно связанного с этим резкого ухудшения наших отношений и с альянсом, и с ведущими его членами, и с нашими соседями”.
Киев тут же направил российской стороне ноту с просьбой представить разъяснения относительно высказываний российских руководителей по поводу Украины. Официальный представитель МИД Украины Василий Кирилич напомнил также, что во время заседания Совета Россия—НАТО в Бухаресте “президентом России будто бы было заявлено, что Украина даже не страна и даже не государство”.
Однако словно ответом на ноту прозвучало высказывание начальника Генштаба ВС РФ генерала армии Юрия Балуевского: “Россия предпримет действия, направленные на обеспечение своих интересов вблизи государственных границ. Речь не только о военных мероприятиях, но и мероприятиях другого характера”.
В Киеве это было воспринято чуть ли не как объявление войны, и украинский МИД в минувшие выходные потребовал от Кремля “прекратить практику угроз и придерживаться договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве”. Согласно заявлению, Москва обвинена во вмешательстве во внутренние дела. И уже непримиримо: “В этой ситуации становится все более очевидным, что евроатлантический выбор Украины — единственный способ гарантировать безопасность нашего государства”.
И в эти же дни — трудный газовый российско-украинский спор, визит Виктора Ющенко к президенту Польши, который грозится вообще свести на нет взаимодействие между Россией и ЕС. А еще — сегодня глава МИД Украины прибывает в Москву, а премьер Виктор Зубков готовится отбыть в Киев...
Постсоветское время изобилует сложнейшими коллизиями. Бывшие республики СССР тяготеют к разным центрам силы. На территории СНГ за минувшие годы так и не сформировалось мощное интеграционное поле, и действия России сегодня — это лишь ответная реакция на продолжающийся раскол в рамках Содружества. Переломить эту ситуацию вряд ли возможно в короткие сроки, но заложить основу для дальнейшего совместного строительства общего дома вполне реально. И ответ на действия НАТО — это показатель того, чего ожидать в будущем? Каким будет внешнеполитический курс ключевых стран на постсоветском пространстве? Будет ли идти интеграция и если да — то на каких принципах?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter