Ностальгия по скидкам

Что мешает развитию в Беларуси сети магазинов-дискаунтеров?

На Западе дискаунтеры — самый популярный формат торговли, их услугами пользуется треть всех покупателей. Главный их принцип — ограниченный ассортимент при сохранении минимальной цены. А вот в нашей стране этот формат упорно не приживается. И вопрос здесь отнюдь не в том, что белорусским покупателям не нужны дешевые товары. Тормозят развитие розничного эконом-класса совершенно иные факторы.

Маркетологи отмечают: «правильный» дискаунтер — это ритейлер с агрессивной ценовой политикой и узким ассортиментом — от 1 тыс. до 3 тыс. наименований товаров. Для магазина характерно оснащение в «спартанском» стиле — минимум персонала, самое простое торговое оборудование, акцент на торговле без дополнительных услуг. Но не это, пожалуй, главное. Основной момент заключается в том, что подобный минимализм позволяет существенно сокращать издержки, а следовательно, более свободно «играть» с дисконтом, привлекая покупателей интересными скидками. Еще несколько лет назад, когда в Беларуси впервые задумались о внедрении принципиально новых форматов розничной торговли, слово «дискаунтер» постоянно фигурировало в лексиконе чиновников. Считалось, что создание сети экономичных супермаркетов в республике позволит существенно реформировать отношения между организациями торговли и товаропроизводителями. Реформа должна была заключаться в следующем: не производитель должен диктовать условия поставки товаров в торговую сеть, а торговля, исходя из интересов покупателей, предъявлять требования к ассортименту, качеству товаров и цене.

Как показало время, влияние производителей на розницу ничуть не уменьшилось. Они, пользуясь административным ресурсом, по-прежнему пытаются давить на розничные магазины для продвижения своих товаров. Еще два года назад существовало негласное правило: в торговле должно быть не менее 70 % товаров отечественного производства, что сильно портило жизнь зарождающемуся классу гипермаркетов. Ведь согласно условиям существования этого торгового формата на полках должно находиться около 70 тыс. наименований товаров, а весь номенклатурный ряд белорусских производителей вряд ли тянул даже на четвертую часть этого списка. Требование отменили, но, как отмечают специалисты-маркетологи новых торговых форматов, сегодня мы, по сути, приходим к этой же норме.

Супер- и гипермаркеты не то чтобы уж сильно против присутствия на своих полках белорусских товаров, но их смущает, каким образом идет это насаждение. «Мы с удовольствием размещаем рядом с иностранными консервами белорусские продукты, даже отводим им более выгодные места, но нередко покупатель видит эти банки с солянкой или салатами, и у него весь аппетит пропадает», — жалуются специалисты.

Впрочем, ассортиментные перипетии в меньшей степени препятствуют развитию в Беларуси формата дискаунтера. Их ахиллесова пята — это отсутствие свободного ценообразования. Ведь низкие цены в таких магазинах должны достигаться не только малым количеством персонала, продуманной логистикой и отсутствием дорогих брендов на полках. Именно «вольное» ценообразование дает дискаунтерам ценовую выгоду по сравнению с обычными супермаркетами на 20—30 %. Белорусский опыт показал, что на деле в отечественных условиях более 10 % скидки дискаунтеры дать не могут. Средняя торговая наценка в дисконтном магазине колеблется не в пределах 10—15 %, как это заведено в западных странах, а в «классическом» размере 30 %.

Дискаунтер не самый успешный в Беларуси розничный торговый формат и по другой причине. Как отмечает начальник Управления организации торговли и услуг Минторга Людмила Петраковская, как раз тот перечень продуктов повседневного спроса, на который традиционно делают ставку эти магазины, в нашей стране во многом пересекается с другим списком — социально значимых товаров. «Не секрет, что в обороте любого магазина наибольший удельный вес занимают товары повседневного спроса, но именно на крупы, молоко, вареную колбасу цены у нас жестко регулируются. Это и является препятствием для возникновения на рынке новых дискаунтеров», — поясняет специалист.

Между тем ценовое преимущество могло бы сделать дискаунтеры поистине могущественными игроками, где верхний и средний ценовые сегменты заполняются очень быстро. Когда все работают примерно с одними и теми же поставщиками одного и того же товара, цена становится едва ли не единственным ориентиром для клиента. Но если задаться целью и проследить, сколько стоит, скажем, конкретный сорт колбасы от конкретного производителя в разных форматах торговли, выяснится, что в белорусских условиях разница составит максимум 10—12 %. И это при том, что большинство «новых» стандартов торговли — гипер- и супермаркеты, сетевые магазины — в принципе, работают на пониженных ценах благодаря своим структурным особенностям. Не отличается низким ценником и единственный в Минске классический дискаунтер «На недельку». По многим позициям стоимость товаров в нем держится  примерно на том же уровне, что и в магазинах формата «у дома» или на мини-рынках. В большинстве случаев при формировании розничных цен здесь используется стандартная торговая надбавка 30 %.

Количество торговых центров площадью от 650 квадратных метров в Беларуси растет: если в 2000 году их было 171, то сегодня уже 230. Магазинов площадью более тысячи квадратных метров у нас уже вместо 81 стало 115. До конца 2010 года, согласно Программе развития торговой сети республики, количество магазинов крупного формата  может превысить 20. К этой же дате в свое время заявлялись и планы ритейлеров построить в белорусской столице 10 дискаунтеров. Но вот сбудутся ли эти прогнозы — покажет время. Пока, как отмечают участники розничного рынка, предпосылок для успешного развития этого формата торговли нет никаких. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter