Норвежский замок на ушачский сруб

НЕСМОТРЯ на то, что у многих народов мира накоплены богатые традиции деревянного зодчества, законодателями моды здесь по-прежнему выступают Норвегия и Финляндия. Суровая природа северных широт и лесистость этих стран издревле обусловили высокую популярность у местных жителей строений из доступного и дешевого, хорошо сберегающего тепло материала. Прослышав, что ОДО «Алекс Нутта» Ушачского района экспортирует в Норвегию срубленные из белорусского леса жилые дома и бани, корреспондент «БН» отправился познакомиться с мастерами-умельцами, сумевшими, несмотря на многие препоны, завоевать требовательный к качеству зарубежный рынок.

Как спортсмен из деревни Садки Алексей Алексеенок нашел на малой родине работу и одновременно решил для района три проблемы

НЕСМОТРЯ на то, что у многих народов мира накоплены богатые традиции деревянного зодчества, законодателями моды здесь по-прежнему выступают Норвегия и Финляндия. Суровая природа северных широт и лесистость этих стран издревле обусловили высокую популярность у местных жителей строений из доступного и дешевого, хорошо сберегающего тепло материала. Прослышав, что ОДО «Алекс Нутта» Ушачского района экспортирует в Норвегию срубленные из белорусского леса жилые дома и бани, корреспондент «БН» отправился познакомиться с мастерами-умельцами, сумевшими, несмотря на многие препоны, завоевать требовательный к качеству зарубежный рынок.

Идея, родившаяся на спортивных сборах

Уроженца маленькой деревушки Садки, что на Ушаччине, Алексея Алексеенка земляки хорошо знали по спортивным достижениям. Являясь членом национальной сборной Беларуси, мастер спорта, живущий и работающий тренером в Новополоцке, не раз представлял нашу страну на международных соревнованиях по спортивному ориентированию. И, конечно же, многие были удивлены, когда он появился в родных краях, окрыленный идеей наладить в богатом лесами Ушачском районе новое производство.

Шесть лет назад на спортивных сборах за рубежом норвежский знакомый поинтересовался у Алексея, делают ли деревянные срубы домов в Беларуси. После женитьбы он решил обзавестись собственным жилищем и подыскивал наиболее приемлемый по цене вариант. Норвежец знал, что относительно дешевые срубы в их страну поставляет Прибалтика, но производят их в России. Принципиально не желая переплачивать посредникам, он согласился на предложение Алексея посмотреть возможности белорусского рынка. Но наша технология производства деревянных конструкций не удовлетворила иностранца, который хотел, чтобы углы сруба делались по-норвежски.

Зная плотницкое мастерство земляков, Алексей решил, что скандинавские методы им вполне по силам. Тогда и возникла у спортсмена идея наладить в родном районе производство срубов по норвежской технологии. Найти конкретное дело он хотел давно: с детства любил мастерить поделки из дерева, выигрывал олимпиады по точным наукам и трудовому обучению. Теоретическую же базу, которая позволяла непосредственно самому заняться организацией производства, дала учеба в Новополоцком политехническом институте. К слову сказать, этот же вуз закончил и другой увлеченный не только спортом, но и конкретным делом человек, Александр Садоненко, с которым Алексей подружился на тренировках. Обсудив новый проект, два товарища получили лицензию Министерства лесного хозяйства Беларуси на осуществление деятельности по заготовке и переработке древесины, и в декабре 2006 года зарегистрировали в Ушачском райисполкоме общество с долевой ответственностью «Алекс Нутта».

Три месяца ушло на подготовку к выпуску продукции. Работать в производственный цех пришли двоюродный брат Алексея Василий Алексеенок, Станислав Видевич, Валерий Фомич, Вячеслав Муравьев и другие опытные мастера. Первым делом они решили изучить норвежский опыт. Посланцем в Норвегию, чтобы выведать все тайны тамошних профессионалов, направили Василия Алексеенка. 

Плотники Придвинья не лыком шиты

По дороге в агрогородок Ореховно, где на территории бывших механических мастерских СПК один из ангаров арендует сегодня ОДО «Алекс Нутта», первый заместитель председателя Ушачского райисполкома Александр Войтенков объясняет, что это в своем роде уникальный субъект малого бизнеса. Такое производство помогает району в тесной увязке решать одновременно три проблемы: наращивать объемы выпуска и экспорта продукции, эффективно использовать пустующее помещение и обеспечивать граждан рабочими местами.

Вместе со спортсменом-предпринимателем Александром Садоненко осматриваем площадку, где складируется лес и проводятся погрузочно-разгрузочные работы.

— Прежде чем запустить сосновые бревна в производство, мы должны их заготовить в наиболее благоприятный для качества древесины зимний период, а затем просушивать минимум в течение 6 месяцев, — рассказывает Александр Николаевич. — Наше предприятие занимается рубкой домов по индивидуальным проектам заказчиков, используя традиционную норвежскую технологию. Стены собираются из лафета — толстого бревна, противоположные стороны которого срублены до полуплоской поверхности. Для их соединения используется «норвежский замок», основным преимуществом которого является самозаклинивание. При таком способе минимизируется шанс попадания влаги сквозь стены и продувание. Уменьшается также риск гниения в углах, минимальными становятся проблемы с усадкой. Есть и другие особенности: например, крыша должна быть скользящей, то есть делать усадку вместе с домом, выдерживая двухметровый слой снега.

В цехе предприятия удивляемся филигранной работе мастеров-плотников. Те стараются не допустить даже самого малого огреха, ведь для предприятия он равносилен утрате экспортного рынка, так как заказчики требуют максимальной точности соблюдения технологии и за это платят хорошие деньги. В 2011 году ОДО «Алекс Нутта» экспортировало продукции на 86 тысяч долларов, что в полтора раза больше, чем годом раньше. Недавно в Норвегию отгружены срубы еще двух домов. Один из них получит постоянную прописку на горнолыжной базе в Лилихамере.

Препоны на пути строительного экспорта

Находить новые рынки сбыта партнерам-предпринимателям Алексею Алексеенку и Александру Садоненко помогают друзья по спорту и земляки, переселившиеся на скандинавские берега. Одна из таких семей, уроженцев Витебщины, прижилась в Хельсинки, где открыла собственную фирму, и предложила ОДО «Алекс Нутта» принять участие в международной выставке «Финэкспо». Ушачские мастера, конечно, рисковали, решив удивить народ Суоми срубом бани (сауна для каждого финна — детище больше чем родное), но не прогадали. За 4 дня работы выставки порог белорусского экспоната перешагнуло более 5 тысяч человек. А во время показательных выступлений, участники которых демонстрировали процесс изготовления изделий, мастер «Алекс-Нутты» на глазах у зрителей срубил беседку. Покупатель на нее нашелся, когда произведение было готово еще только наполовину. Выставка помогла малому предприятию заполучить, теперь уже в стране Суоми, новых заказчиков.

Завоевывая скандинавский экспортный рынок, работники ОДО «Алекс Нутта», а их сегодня всего 9 человек, гордятся своим небольшим предприятием, хотя оно пока и не приносит сверхприбылей.

— По качеству мы производим продукцию, соответствующую европейскому уровню, но продавать ее за рубеж вынуждены вполцены, — делится наболевшей проблемой Александр Садоненко. —   Чтобы собрать дом и сдать объект «под ключ», получить рабочую визу, нужно иметь документ о профессиональном образовании той страны, в которую направляешься. Мы вправе ехать к своим заказчикам только в роли консультантов. В то же время строители из Литвы, Латвии и Эстонии беспрепятственно работают за границей. Именно их чаще всего и нанимают наши норвежские заказчики для сборки домов и бань, привезенных из Беларуси. Таким образом, проданный нами за 30 тысяч долларов полуфабрикат со сдачей «под ключ» стоит в два, а то и в три раза дороже. Заметьте, что дело тут вовсе не в накрутках каких-то посредников. Заказчика мы находим сами, сами же готовим по его проекту сруб и отправляем весь необходимый комплект материалов для возведения дома. А основную прибыль получают сборщики и отделочники, которых приходится нанимать тому же заказчику на стороне, хотя он охотнее бы доверил довести начатое дело до конца нам. Надеемся, что белорусские дипломаты знают об этой проблеме и, развивая дальнейшие перспективы двусторонних отношений с европейскими странами, изучат вопрос упрощения экспорта строительных услуг такими малыми предприятиями, как наше.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Фото Николая ПОГРЕБНЯКА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter