Норматив или конкуренция?..

После девальвации новости о розничной стоимости товаров по популярности побили все рекорды...

Экономика и мистика — несовместимые субстанции. Но один термин магнетически действует на всех людей: финансистов, коммерсантов, служащих и пенсионеров… Ценообразование — камень преткновения всех рынков. После девальвации новости о розничной стоимости товаров по популярности побили все рекорды. Динамика в некоторых случаях впечатляла: на иные импортные товары цифры на ценниках увеличились в 1,5—2 раза. Конечно, подорожания после изменения валютных курсов ожидали все. Но сопоставимого с девальвацией — на 20—25%. Но когда цены из аллюра перешли в галоп, сердце екнуло у потребителей. Пока рынок привели в чувство административными средствами. Но вопрос дальнейших принципов ценообразования, особенно на потребительский импорт, пока остался открытым.

Со структурой цены на импортные товары все вроде бы ясно и понятно. Она состоит из стоимости товара, установленной производителем, плюс всевозможные расходы на транспортировку, страхование и так далее, а также —таможенные платежи. К полученной цифре имеет право добавить 30 % импортер и еще 30 % — белорусские предприятия оптово-розничной торговой сети. Для обывателя формула, возможно, и запутанная, но бизнес к ней уже успел привыкнуть. Но слишком уж она неудобной стала, когда отечественный рубль «привязался» к валютной корзине. Ведь к издержкам импортеров прибавились риски, связанные с изменением курсов.

И проблема не в разовой девальвации. С этим вопросом уже более-менее разобрались. Министерство экономики достаточно оперативно объяснило участникам рынка, как законно переоценить складские запасы. Но как быть дальше? Ведь белорусские поставщики заключают с контрагентами договоры в конкретных иностранных денежных единицах — долларах, евро, российских рублях. Валютная корзина в таких документах не фигурирует. Коридор ее колебаний в пределах плюс-минус 5 % не делает жизнь импортеров легче. А точнее — безопаснее с финансовой точки зрения.

Стабильная валютная корзина — клад для сбережений. Ломать голову особенно не следует: разложил свой капитал в равных долях по трем валютам — и спи спокойно. Потерял на одной из них — заработал на другой. Сумма остается неизменной, но слагаемые-то  могут изменяться. И весьма значительно.

Уйдя со старта 2 января, три валюты не шли в ногу и трех дней. Стоило отгреметь рождественским праздникам, и курсовые «качели» задвигались. Доллар успел немного упасть, а затем с лихвой наверстать упущенное. Вслед за ним «побежал» евро. А вот российский рубль «притормозил» и подешевел аж на 10 пунктов, или 8—9 % к своей начальной, девальвационной стоимости.

И как быть поставщикам? Скажем, приобрел партию товара за российские рубли, сделал все законные прибавки-надбавки и выставил в торговой сети. Естественно, указав цену в белорусских рублях. Прошло несколько недель, курс изменился. Покупали зарубежную продукцию исходя из пропорции «белорусский-российский» 1 к 90, а соотношение уже изменилось и превратилось в 1 к 80. Совершенно реальная ситуация.

Впрочем, и с доходами от удешевления российского рубля не все просто. Ведь следующая партия товара автоматически окажется дешевле в рознице. Кто же будет приобретать дорогой «ранний» вариант? Правильно, никто. Придется все цены «подгонять» под общий знаменатель по нижней планке. И все выгоды растворяются, точно призрак. Наоборот, появляются лишние издержки: включается так называемый «эффект меню». Каждое изменение цен влечет за собой расходы компании: надо все переоценить, переоформить массу документов, скорректировать бухгалтерию, предупредить всех розничных торговцев о необходимости переписать ценники… В масштабе республики работы хватит целой армии квалифицированного персонала. Кстати, после девальвации многие банки «выдернули» работников из-за послепраздничного стола  в поте лица переделывать системы обслуживания клиентов по новым правилам игры.

Убытки в 1—2 % — не смертельны. Но и прошло-то всего лишь три недели. Более поздние курсы могут еще более разительно отличаться от январских. За такой короткий период «оборачиваются» только товары первой необходимости, да и то скоропортящиеся. Но в этих сегментах импорт практически не присутствует. Основа иностранных поставок — позиции с длительным сроком реализации, который составляет минимум несколько недель, а то и месяцев.

Например, ювелирные изделия. От момента поставки до факта реализации золота проходит в среднем около года. Понятное дело, без «ювелирки» еще никто не помер. Но тут важен принцип, из которого образуется проблема.

Жизнь есть жизнь, к ней необходимо подстраиваться. Но как? Вопрос, по-моему, остается риторическим для многих участников рынка. В экономической теории рецепты от таких болезней давно прописаны: курсовые риски необходимо закладывать в розничную цену. Но тут понятия «гипотетически» и «практически» разбегаются в разные стороны. Ведь необходимо держать максимум 60 % совокупной прибавки.

Эти противоречия на все лады обсуждались в прошлом году во время споров вокруг постановлений Минэкономики №179 и 183, которые определяли «импортный» порядок ценообразования. Тогда чиновникам и предпринимателям удалось найти консенсус, но не окончательно разрешить ситуацию. Целый ряд проблемных пунктов национальной системы ценообразования оставили как бы на потом. И эти вопросы из наклонного положения сегодня перевернулись на ребро. Впрочем, как и давняя дилемма: какая система ценообразования приемлема для страны — свободная  или  с  достаточно жест-кими административными ограничениями.

Сразу после вступления в силу постановления №183 министр экономики Николай Зайченко заявил журналистам: ограничение в 30 + 30 % необходимо для защиты потребителей. Тогда провели мониторинг потребительского рынка и выяснили: иные импортеры обнаглели, накручивают по несколько сотен и даже тысяч процентов. Ограничить эти аппетиты и была основная цель прошлогоднего постановления. Комментируя его, Николай Зайченко отметил: административное вмешательство в рыночные механизмы — не самый замечательный вариант. По мнению главного экономиста, лучше всего розничные цены к себе-стоимости приближает жесткая конкуренция. Но сея муза торговли делает только первые шаги на отечественном рынке. О реальной борьбе за потребителя можно говорить только в считаных сегментах. Причем в некоторых теснят друг друга не поставщики, а международные торговые марки. Например, эта тенденция наблюдается в сфере продаж моющих средств. Словом, сегодня спасти рядовых покупателей от произвола импортеров можно только с помощью административных ограничений.

Рациональность позиции Минэкономики опровергнуть сложно. Но всех мучает вопрос: почему же нет конкуренции  на наших прилавках? Уже почти двадцать лет при рынке живем. Создать ее — не проблема. Для этого необходимо открыть границы и пустить в страну всех желающих. Но тогда, по мнению Николая Зайченко, массированной экспансии иностранцев может не выдержать отечественная промышленность. Словом, в прошлом году основные принципы ценообразования решили не менять. Но как они скажутся на рынке в современных условиях?

В начале года торговля «перестраховалась». Под впечатлением девальвации иные загнали цены выше разумного предела — на 50 — 80 %. «Успокоиться» ритейлу помогло Мин-экономики: шквальными проверками нарушителей законодательства в области ценообразования вычислили, теперь должностным лицам грозит крупный штраф, а юридическим — потеря лицензии. Жестко, но справедливо. Что будет дальше? Импортеры на пару с реализаторами будут нести дополнительные риски за счет курсовых колебаний. При нынешней катавасии на мировых финансовых рынках просчитать валютные индикаторы невозможно, в лучшем случае, получится угадать. Одни захотят  рисковать в этой ситуации, другие — предпочтут свернуть  свою деятельность. «Везунчики» останутся на рынке, но  появится немало и неудачников, которые будут нести убытки. Словом, гипотетически количество импортеров может сократиться. Больше шансов выжить у крупных компаний, обладающих солидной финансовой «подушкой безопасности». Скромным поставщикам придется туго. И если не поменять правила игры, то все ограничения могут «вылиться» в уменьшение количества импортеров. И тогда цены придется снижать сугубо административными рычагами. Возможно, стоит в этой ситуации принять меры, чтобы обострить конкуренцию. При падении совокупного мирового спроса иностранные производители способны сбросить цены намного ниже, чем это удастся за счет использования механизма проверок…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter