Норд–экстрим

Трубопровод по дну Балтийского моря: пока вопросов больше, чем ответов
Трубопровод по дну Балтийского моря: пока вопросов больше, чем ответов

Один из самых амбициозных проектов «Газпрома» — газопровод Nord Stream, или, если по–русски, «Северный поток», рискует оказаться и самым дорогим с точки зрения затрат. Во сколько точно по новой смете обойдется строительство, пока не подсчитано, но сообщается, что конечная цена окажется «значительно выше» первоначальной.

Трубопровод длиной 1.200 километров, напомню, должен напрямую соединить богатые месторождения газа в Западной Сибири и его германских потребителей. При этом — минуя восточноевропейские государства, которые традиционно с советских времен выступают странами–транзитерами для поставок российских энергоносителей на Запад. Для достижения этой, скорее политической, чем экономической, цели был выбран единственно возможный, хотя и чрезвычайно сложный маршрут — по дну Балтийского моря.

Сложность в данном случае понятие не только географическое. По большому счету, в мире (хотя и не в самой России) накоплен достаточный опыт строительства морских трубопроводов. Другое дело, что путь от российского Выборга до германского Грайфсвальда проходит по территориальным водам многих государств, причем некоторые из них к идее «Газпрома» отнеслись, мягко говоря, без энтузиазма.

Россия пообещала, что по двум ниткам «Северного потока» ежегодно будет транспортироваться 55 миллиардов кубометров газа. Это 10 процентов от общего объема «голубого топлива», потребляемого Евросоюзом на данный момент. «В дополнительной газораспределительной инфраструктуре Европа нуждается безотлагательно, — отмечает британская «Таймс». — По прогнозам, к 2015 году спрос вырастет на треть, а доля импортного газа должна увеличиться с 57 до 75 процентов, поскольку запасы в Северном море иссякают».

Тем не менее это не помогло добиться единогласного одобрения Nord Stream внутри Евросоюза. Так называемые новые государства подняли настоящий бунт на корабле. Варшава даже обвинила Берлин и Москву ни много ни мало в экономическом повторении пакта Молотова — Риббентропа. С Польшей солидаризировались балтийские республики, из–за позиции которых маршрут неоднократно корректировался.

Недавно стало известно, что у «Северного потока» возникли новые проблемы. Меньше месяца назад официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов в свойственной ему безапелляционной манере утверждал, что у компании нет оснований для пересмотра сроков начала работы балтийского газопровода. Сегодня уже известно, что сроки несколько смещены, — эксплуатация первой нитки по новому графику начнется не в 2010, а в 2011 году.

Еще более значительные перемены в финансовой части проекта. Первоначальная смета строительства морской части «Северного потока» может быть увеличена с 5 до 8 миллиардов евро, но точные цифры будут названы через несколько месяцев.

Ранее уже было объявлено об увеличении стоимости сухопутного участка Nord Stream (газопровода Грязовец — Выборг) почти в три раза — с 1,1 до 3 миллиардов долларов. «В итоге этот участок трубы, — отмечает московская «Газета», — стал самым дорогим сухопутным трубопроводным проектом «Газпрома» — около 3,2 миллиона долларов за километр трубы». По предположению издания, общая стоимость «Северного потока» — его сухопутной и морской частей — может обойтись в гигантскую сумму — 15 миллиардов долларов.

Новый газопровод занимает чрезвычайно важное место в энергетической политике России. С необходимостью диверсификации путей поставок энергоресурсов не поспоришь. Но вот что смущает. Общаясь с российскими журналистами во время недавнего визита Владимира Путина в Минск, заметил у коллег такие настроения: мол, скоро построим «Северный поток» и в диалоге с соседними транзитными государствами получим сильный аргумент. Такие размышления несколько удивляют. Потребности Европы в газе растут, Россия не меньше заинтересована в получении доходов от продажи своего ресурса. Можно предположить, что все существующие энергопотоки, которых даже с учетом Nord Stream не так уж и много, будут востребованы. Хорошие отношения с транзитными государствами вряд ли исчезнут с внешнеполитической повестки дня. В связи с этим мне запомнилось, как, подводя на телеканале «Россия» итоги ушедшего года и размышляя о будущем, министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что глобальная энергетическая безопасность может опираться только на баланс интересов производителей, потребителей и транзитных стран.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Стратег
Стоило бы вспомнить, что дно Балтики просто "кишит" снарядами и бомбами времен Второй Мировой войны. По некоторым данным, их там, не много ни мало,  267 тысяч тонн. При чем это в основном снаряды, начиненные боевыми отравляющими веществами. Сразу по окончанию войны союзники решили затопить в Балтике запасы боевых отравляющих веществ нацистской Германии. И если американцы и британцы погрузив этот груз на трофейные немецкие корабли топили бомбы и снаряды вместе с судами, то советские власти затапливали боеприпасы хаотично разбрасывая их по дну.  У европейцев есть карты "химических могильников". У россиян лишь предположительные расчеты. Вот и получается, что нефть хотят пустить по минному полю, да не простому, а начиненному БОХВ. В "Газпроме" об этом конечно знают и, думаю, трезво оценивают ситуацию. Ну а безапелляционный тон г-на Куприянова хорош в беседе с журналистами, но не с экономистами. Против реальности, извините, не попрешь. А она не такая уж и радужная.
Прохожий
Да не нойте, проложат Северный поток, а вот Ямал - Европа 2  не дождетесь.  Раньше надо было думать...
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?