Украина официально закрыта для российских перевозчиков

Номера нон грата

Статус транзитной страны, который мы считаем своей изюминкой, как показала практика, может порой удивить горчинкой. Вчера в полдень на границе с Литвой образовалась очередь примерно из полутысячи грузовиков, желающих попасть в Евросоюз через порт Клайпеды. Еще примерно полторы сотни ждет разрешения на въезд в ЕАЭС со стороны Литвы. На большинстве фур — российские номера: машины объезжают Польшу и Украину. Вперемежку с россиянами в очереди стоят и наши грузовые авто. Похоже, что в ближайшее время к такому соседству в тесной компании придется привыкнуть.


Напомним суть проблемы. Ранее поляки потребовали от россиян практически троекратного увеличения размера квот на грузоперевозки, но наши восточные соседи не согласились. В результате с 1 февраля поездки фур между странами прекратились. А россиянам пришлось искать другие пути в ЕC и обратно. Одни отправили груз через порт Клайпеды, другие — через Украину в Венгрию и Словакию. Как-никак, очереди на паром порой растягиваются до 10—12 дней, рассказывают в наших компаниях, занимающихся международными грузоперевозками. Визитерам украинцы не обрадовались — и активисты объявили о блокаде российских фур в Закарпатье, на Волыни, в Житомирской и Ровенской областях. Всего в «акции» приняло участие 9 регионов Украины. Они требовали официального запрета на передвижение российских грузов по стране. Вчера украинское правительство поддержало активистов. После этого блокированные фуры начали разворачивать и пропускать в Беларусь. С прошлого четверга в Украине застряли более 100 фур с российскими номерами, еще около пяти сотен не смогли въехать туда со стороны ЕC. Правда, заложниками проблемы оказались и наши водители, которые работают на транспорте соседей или в фирмах—«дочках» наших компаний в России. В группе автотранспортных компаний «ГРУЗЭКСПО»/«КРАФТ» пояснили: наши перевозчики давно не рискуют гонять через Украину в страны ЕC. Впрочем, и сами европейцы, отправляя груз к нам или в Россию, не забывают сделать пометку в бумагах: проезд по территории нашей южной соседки запрещен. Мало ли.

— Россияне уже с 12 февраля не едут через Украину, а выбирают литовское направление. Там сейчас самое большое движение, подчеркну — не скопление, ситуация под контролем. В этом потоке вынуждены стоять и наши перевозчики, — обрисовал положение дел пресс-секретарь Госпогранкомитета Александр Тищенко.

Таможня и пограничники максимально увеличили число сотрудников на популярных пунктах пропуска, провели переговоры с соседями, чтобы не тормозить движение и быть готовыми к еще большему увеличению потока. К слову, число грузовых авто, желающих попасть в ЕC, только растет, и это усложняет работу. Пункты пропуска уже сейчас работают выше проектных мощностей в 1,5—2 раза, говорят в погранкомитете. А значит, нужно набраться терпения.

— Если клайпедский порт будет справляться, поток будет идти и мы будем его оформлять, — сообщает представитель Госпогранкомитета. — Но если машины не смогут там перегружаться и будут стоять, очереди вырастут и у нас. Так что самое время россиянам и полякам садиться за стол переговоров.

КСТАТИ

В пресс-службе министерства экономического развития и торговли Украины заявили: мининфраструктуры инициировало проведение ежедневных заседаний оперативного штаба реагирования с участием представителей минэкономразвития, ДФС, госпогран-     службы, национальной полиции и других заинтересованных органов власти. Также проводятся технические консультации с представителями Европейской комиссии и отдельными государствами — членами ЕС.

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter