Финал конкурса "Мельница моды - 2016" определил лучших среди молодых дизайнеров

Ноктюрн на модные темы

От футурологических фантазий до строгой функциональности, от хипстерских брючек до торжества ручной работы — финал XXV Республиканского фестиваля–конкурса моды и фото «Мельница моды–2016» в этом году откровенно порадовал. Может быть, подрастающее поколение модельеров еще не до конца оперилось, но идей у них хоть отбавляй. Четвертьвековой юбилей «Мельница» встречает обновленной, помолодевшей, и можно с удовлетворением констатировать, что патронат Министерства образования, несомненно, пошел конкурсу на пользу.



Образовательный кураж


Долгое время мода была прерогативой Минска: хочешь добиться чего–нибудь в fashion–индустрии — собирай вещички и отправляйся в большой город, вливайся в тусовку: в родных пенатах так всю жизнь и проработаешь закройщиком в ателье, и какие уж тебе подиумы! Сегодня благодаря «Мельнице моды», неутомимо колесящей по регионам, просеивающей конкурсантов через мелкое сито, претендовать на успех и профессиональное совершенствование может любой талант из глубинки. Сделать первые шаги и заявить о себе можно, будучи еще даже не студентом, а школьником: имя для модельера — главный капитал, чем раньше начнешь его зарабатывать, тем лучше.


За последние годы «Мельница моды» из творческого междусобойчика превратилась в один из важнейших культурно–образовательных проектов Беларуси. Энтузиазму организаторов можно только аплодировать: 648 заявок со всей страны в эскизном туре — огромный вал претендентов, и год от года их становится все больше. С каждым, допущенным к следующему этапу, ведется работа: начинающих художников моды консультируют, направляют, оказывают всяческую поддержку на всех стадиях конкурса. В финальный тур после отборов прошло 88 коллекций, и пусть в массе своей они невелики по объему, к концу конкурсных показов всерьез рябит в глазах. Как во всем этом разнообразии ориентируется жюри, можно только гадать: вероятно, профессионалы более крепки духом и устойчивы, чем сторонний зритель.

Мода — дело не только трудоемкое, но и затратное. Молодой дизайнер Илья Кивака из Барановичей признался, что без помощи своего учебного заведения вряд ли смог бы позволить себе участие в конкурсе:


— Мне 20 лет, я учусь в Барановичском государственном профессионально–техническом колледже сферы обслуживания по специальности «Модельер–конструктор». Очень хорошая специальность! Мне нравится учиться, я всегда любил рисовать и придумывать что–то новое. В «Мельнице моды» участвую впервые и благодарен всем, кто способствовал этому. Руководство колледжа помогло с тканями, поэтому затраты на создание коллекции были минимальными.

Детская мода — в первых рядах


Как обычно, на фестивале много зарубежных гостей — модельеров и руководителей школ моды, в том числе в жюри: они внимательно приглядываются и выбирают счастливчиков, которые после «Мельницы моды» разъедутся по престижным зарубежным конкурсам и стажировкам. Санита Бломниеце, представляющая проходящий в Латвии fashion–конкурс Habitus Baltia, призналась, что у нее есть конкретная цель:

— С «Мельницей моды» мы сотрудничаем уже несколько лет и ежегодно приглашаем одного из конкурсантов на финал международного конкурса Habitus Baltia, который проходит в Риге. Я здесь уже второй раз, и в прошлом году была в восторге от детских коллекций, именно такую хочу выбрать.

Что ж, в вопросах детской моды белорусы отнюдь не в числе отстающих: Татьяна Карпалова и Светлана Воробьева из Гомеля, Кристина Гагуцкая и Анастасия Дорожкина из Витебска, Алина Дайнеко из Светлогорска — художников много. Все они предлагают модные решения для детей — от удобных комбинезончиков хоть в пир, хоть в мир, хоть в песочницу, до пышных, сложно скроенных нарядов а–ля принцесса.


Отдельного слова заслуживают модельеры, представляющие коллекции, которые прямо сейчас можно запускать в производство: например, дизайнер Юлия Голях из Жодино, работающая в ОАО «Свiтанак», порадовала очаровательной серией нарядов для девочек, которые родители буквально сметут с магазинных полок, если они там появятся. Именно такой подход нужен в первую очередь нашей легкой промышленности: наряды от кутюр может позволить себе не каждый, но каждый хочет красиво одеться сам и одеть своего ребенка.

Для сильных и стильных


Кстати, на что еще обращают внимание зарубежные гости: на «Мельнице моды» традиционно много мужских коллекций, что, вообще говоря, редкость: скажем, в России, по признанию Татьяны Михалковой, во время отборов на международный конкурс «Русский силуэт» желающих создавать одежду для мужчин приходится еще поискать. Это на огромных российских пространствах! А в Беларуси — нате вам, потрясающее разнообразие.

Александра Жук и Дарина Коваль вывели на подиум типичных горожан–хипстеров, бобруйчанка Полина Зюзгина — этаких брутальных ангелов мегаполиса в толстых вязаных свитерах с кожаными аппликациями. А дуэт Анны Гладкой и Ирины Криводубской вовсе сразил наповал коллекцией «Воины нового мира»: тут тебе и мрачный авангард, и стимпанк с кожаными цилиндрами и очками–гогглами, росписи, заклепки, прорези... Словом, постапокалиптика — хоть сейчас в блокбастер о жизни после мировой катастрофы, Голливуд с руками оторвет. С замиранием сердца оборачиваюсь в сторону жюри: именитые мастера расчехлили смартфоны и отстреливают кадры короткими очередями. Это уже не столько одежда, сколько чистое искусство — а следовательно, аплодисменты!

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 90 (24972). Суббота, 14 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter