Эксперты: как сделать езду на электросамокатах безопасной

Ноги с колесами

Электросамокаты, моноколеса, сегвеи и прочие транспортные новинки набирают популярность. Свои предложения по изменению ПДД уже обнародовала ГАИ: девайсы, кoторые развивают скорость до 25 км/ч, приравнивать к пешеходам. Более мoщные — к мопедам либо мoтоциклам. То есть владельцу понадобятся вoдительское удoстоверение, техосмотр и страхoвка. Тем временем, к примеру, в Финляндии новые виды транспорта разрешили использовать, например, на дорожках и тротуарах. Но с одним условием — движение должно осуществляться только с пешеходной скоростью.


Нужно быть терпимее

Павел Горбунов, председатель правления Минского велосипедного общества

Использование новых видов транспорта — тренд, который идет по всему миру. Что касается подходов к безопасности, думаю, предложение ограничить скорость до 25 км/ч вполне обоснованное и цивилизованное. По такому пути идут многие страны. Это правильно, как правильно ограничивать скорость автомобилей в городе. Они могут ехать и 150 км/ч, но в городе действует ограничение 50—60 км/ч. Скоростной режим должен обеспечивать безопасность как самих участников, так и тех, кто рядом. 25 км/ч выглядит подходящей скоростью, чтобы успеть затормозить и не наехать на пешехода, и в то же время она вполне подходит, чтобы электросамокатом было комфортно пользоваться. Потому что, если ограничить, например, до 15 км/ч, как транспортное средство люди уже не захотят использовать такие устройства. 

Залог безопасности для любых участников движения кроется в двух вещах. Во-первых, это грамотная городская инфраструктура. Создаются условия, при которых автомобили едут медленнее, чтобы затормозить, пешеходу предлагают комфортный режим ожидания на переходе: не 90 секунд ожидания, а, допустим, 30, чтобы не было желания рвануть на красный. То же и с приходом велосипедов. Хорошая инфраструктура, когда велодорожки отделены от тротуаров и проезжей части, минимизирует эти точки конфликта. 

Электросамокат и велосипед — это примерно одинаковые скорости. Думаю, новые виды транспорта, как их предлагают обозначать в ПДД — средства персональной мобильности, — могут использовать ту же инфраструктуру. Но нужно понимать, что если велодорожка сделана на проезжей части и не отделена от автомобилей, то человеку, допустим, на моноколесе, вероятно, не стоит там находиться. Это более маневренная штука. И сами моноколесники говорят, что нет, мы лучше ближе к пешеходам будем. А тяжелые самокаты, где люди сидят, по сути ближе к скутерам, соответственно им лучше не находиться на тротуаре. 

В целом грамотная инфраструктура предполагает, что сама среда подталкивает к правильному движению. Я бы ориентировался на то, как создается такая инфраструктура в Голландии, Дании, Швеции. Участникам движения понятно, как передвигаться. К примеру, если это велопереезд, его маркируют красным цветом, велодорожку отделяют типом покрытия, газоном. Это работает для всех видов транспорта. В Голландии, например, сделано так, что, въезжая во двор, автомобиль заезжает как бы на пандус: водитель понимает, что попадает на территорию, где ходят пешеходы и ездят велосипедисты, нужно снизить скорость. Все эти меры уже разработаны, но их нужно внедрять. Хотя это и стоит денег. Однако известно, что вложения в велоинфраструктуру — одни из самых выгодных и эффективных для города.

В плане развития инфраструктуры мы пока делаем первые шаги. В основном речь идет о нарисованных на тротуаре велодорожках, которые потом в лучшем случае придется отделять. Мы пока сделали примерно 20% от необходимого. Если на улице проходит реконструкция, значит, на ней должна быть улучшена инфраструктура, но пока так происходит не всегда.

Второй залог безопасности на дороге — это культура. Нужно продвигать вежливое отношение друг к другу. Это касается всех. Начать следует с того, чтобы убрать с самих себя стигматизацию в стиле «я велосипедист», «я автомобилист», «я электросамокатчик». Люди могут быть и теми и другими. Попросту говоря, это участники движения. Очень важно доносить людям, как делать правильно. К примеру, мы для велосипедистов сделали памятки — советы в картинках, как нужно себя вести и как не нужно. Уверен, большинство услышит и будет вести себя аккуратнее. Хотя, конечно, в целом у нас стоит людям относиться более терпимо друг к другу.

Проблема, которую породили электросамокаты, — это достаточно новое явление, и люди только учатся ими пользоваться. В то время как электросамокат довольно скоростной и верткий. Кстати, большинство травм на электросамокатах связано с тем, что люди едут на нем первый или второй раз и слишком сильно газанули. Это устранится, когда сформируется привычка. Но всегда нужно быть предельно внимательным и к себе, и к другим.

Катиться без опасности

Андрей Рыбак, депутат Палаты представителей, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи

В погоне за свободой передвижения, экологичностью мы не должны забывать о том, что превыше всего — жизнь, и безопасность должна стоять на первом месте. Например, когда в ходе одного из круглых столов в Парламенте обсуждался вопрос о том, нужно ли велосипедистам спешиваться перед пешеходным переходом, поднялась буря обвинений — мол, депутаты против свободы передвижения, экологичного транспорта. Но я знаю одно: при переезде пешеходного перехода, если это перекресток, при повороте направо есть большой риск, что водитель может не заметить быстро движущегося велосипедиста. То же самое с  новыми транспортными средствами. Принципы не меняются: требования безопасности могут потребовать ограничения свободы передвижения.

Какие критерии при этом могут применяться? Это уже вопрос к профессионалам. Приведу еще один пример из депутатской практики. Когда мы обсуждали с коллегами из МВД ограничение скорости для автомобилистов в городской черте, нам привели статистику: травмо­опасность при наезде автомобиля на пешехода при скорости 60 км/ч и при 50 км/ч отличается кардинально. Казалось бы, всего 10 км/ч, но количество летальных исходов и тяжелых травм во втором случае меньше в разы. Поэтому здесь работа для специалистов определить: 25 км/ч — достаточно ли это безопасная скорость, какие требования могут предъявляться к каждой категории этих средств. На тротуаре оставить те, где скорость при столкновении сопоставима со столкновением, например, с бегущим человеком, а остальные должны передвигаться либо по специальным дорожкам, либо по  дороге, соблюдая все меры предосторожности. То есть каждому нужно найти свое место среди участников дорожного движения.

По поводу выделения для электросамокатчиков отдельных полос на тротуаре. Это, на мой взгляд, не лучший подход и должен использоваться в крайних случаях. Допустим, просто нарисована линия, и за ней —  велосипедная дорожка. Я, например, когда с внуком гуляю на тротуаре, всегда слежу — не перебежит ли он за эту линию. А вдруг там велосипедист будет ехать? Или электросамокат, который может двигаться еще быстрее. Да уже столкновение с велосипедом, который движется со скоростью 20 км/ч, для ребенка может быть крайне травмоопасно.

Что же касается контроля в случае, если новые виды транспорта приравнять к пешеходам, хочу подчеркнуть, что и для пешеходов, и для автомобилистов ответственность одинакова. Для всех участников дорожного движения существуют правила, если они нарушаются — применяются меры административного воздействия, а при определенных условиях — и уголовного. Здесь нельзя говорить о том, что, если тебя приравняли к пешеходу, ты можешь вести себя безнаказанно.

Но кроме этого, конечно, местные власти должны уделять внимание развитию в городах инфраструктуры, позволяющей предотвращать опасные действия участников дорожного движения. Принцип в том, чтобы сама дорога не давала нарушать Правила дорожного движения. Примеры этому уже есть. Достаточно вспомнить реализуемую в Минске программу «Добрая дорога». 

Хотя, конечно, только меры воздействия или развитие инфраструктуры полностью проблемы безопасности не решат. Нужно, чтобы каждый из нас — будь то водители автомобилей, мотоциклисты, велосипедисты, пользователи других средств мобильности, пешеходы — уважал и ценил друг друга. Это уже вопрос культуры, и не только в сфере дорожного движения. Если человек не культурен, то сложно предположить, что он будет как-то иначе вести себя на дороге. Но это уже более глобальный вопрос.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter