В центре Минска бесплатно учат белорусским танцам

Ноги просятся в «скокi»

Всегда относился настороженно к выражению «народное творчество». Взял его в кавычки, потому что во многих уголках Беларуси меня уже перекормили одними и теми же, под копирку сделанными мелодиями, текстами и костюмами. А хочется эксклюзива — того, что в свое время записывал в экспедициях Владимир Мулявин.

Как ни странно, теперь эти уникальные изюминки можно найти или в селах, где местные традиции включены в Госсписок историко–культурного наследия, или узнать от рафинированной городской молодежи, которая сидит в библиотеках, прочесывая старые этнографические сборники, и объезжает глухие деревни в поисках наследия.

Песни аутентичные мы худо–бедно слышим и даже напеваем. Хуже дела обстоят с народными танцами. Многие ли из нас сумеют станцевать лявониху, польку или краковяк? А «Акулину», «Верабей», «Коханочку»? О таких танцах я впервые услышал и увидел их, когда знакомая, участница известного фольклорного коллектива Guda, пригласила меня на мастер–класс.

Действие разворачивалось одним из колядных вечеров в самом центре Минска, на улице Карла Маркса, в здании филологического факультета БГУ.

Когда зашел туда, на ступеньках еще сидели студенты, ждали звонка, чтобы идти на пары. За ними стала прибывать другая публика. Я не сразу понял, что они пришли танцевать. Никаких переодеваний в «вышиванки» и чешки тут не было.

В костюмы нарядились только моя знакомая, ее напарник по танцам и еще пару человек. Но прошли какие–то мгновения — и стало понятно, что не одеждой красен белорусский танец. А движениями. Все пришедшие оказались новичками. Но прошли минуты, и неофиты вдруг закружились, завертелись в хороводе, в непонятных непосвященному, но четких и логичных движениях. И я, бегавший вокруг них с камерой, вдруг пожалел, что пришел сюда как журналист–наблюдатель, а не как участник.

Зато понял, почему мастер–класс инициировала кафедра физкультуры и спорта филфака. Ведь танец всяко лучше занятия на бездушном велотренажере! Один из темпераментных танцоров так завелся, что время от времени покрикивал музыкантам: «Хутчэй, хутчэй!»

Чтобы быстро танцевать, надо иметь навык. Очевидно, парню было не впервой так «скакаць».

Да, эти «скокi» (так по–белорусски исстари именуется танец) полезны и красивы. Их надо не только видеть, но и участвовать. Грустно, что туристы, которые в эту вечернюю пору прогуливались по Карла Маркса от ресторана к ресторану, не знали, что можно было согреться не только итальянским кофе в гостеприимном заведении, но и на таком необычном мероприятии. Ведь вход–то был свободным.

Танцуют все. Наше, белорусское. Почему бы это не сделать регулярной традицией? Летом улица Карла Маркса превращается в театрализованную площадку. В колядную пору народные танцы здесь были бы очень даже к месту. Не в исполнении ряженых, а в исполнении всех желающих — вот на таких уроках, где никто никого не заставляет кружиться. А ноги сами просятся выкидывать коленца в такт музыке. В январе подобные танцевальные вечера на филфаке, по словам организаторов, должны продолжиться. Следите за информацией в социальных сетях.


Советская Белоруссия № 249 (24630). Среда, 31 декабря 2014
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter