Ночью все становятся друг другу ближе

В одну из самых коротких ночей года — 23 июня — Белгосфилармония устраивает 5–часовой марафон с целью выяснить, что собой представляет сегодняшнее искусство...

В одну из самых коротких ночей года — 23 июня — Белгосфилармония устраивает 5–часовой марафон с целью выяснить, что собой представляет сегодняшнее искусство. Лариса Симакович, автор проекта «Ночь музыки», это обстоятельство подчеркивает особо. «Хотелось бы взглянуть, что происходит вокруг нас прямо сегодня. Вот даже не в прошлом году, а именно сегодня», — уточняет она. И обещает представить в стенах и на стенах филармонии самую актуальную живопись, музыку и хореографию. Для определения жанра будущего события даже новое слово было придумано — ночной трио–фест.


Сама по себе идея летних ночных концертов, конечно, не нова. В Минске, Мире, Витебске публика всегда с удовольствием поддержит уже, казалось бы, любое ночное действо. Поскольку, во–первых, любит нестандартные зрелища (а под ночным небом даже классические хиты звучат нестандартно). Ну и пока такие концерты не проходят сплошь и рядом, многим не захочется упускать возможности украсить свое лето еще одним ярким впечатлением. Однако Лариса Симакович допускает, что полного зала ее затея может и не собрать. Ведь к «легким жанрам» ее трио–фест никак не относится.


И все же, мне кажется, зря она сомневается. Хотя простых путей в искусстве Симакович по–прежнему не ищет. Но на провокационные спектакли ее фолк–театра «Госцiца» билеты всегда расходились без остатка, несмотря на то, что для неподготовленного зрителя это могло стать опытом в некотором роде даже экстремальным... Теперь, правда, увидеть «Госцiцу» на сцене — редкая удача. Слишком уж элитарны ее эксперименты, чтобы заинтересовать серьезных бизнесменов, выступающих порой в качестве спонсоров. Недоходное предприятие, словом. И времени на подготовку новых спектаклей у артисток театра уходит много, особенно сейчас, когда им даже репетировать негде... Впрочем, с некоторыми из них — самой Ларисой Симакович, Александрой Граховской или Марией Сазоновой — можно будет встретиться в Белгосфилармонии как раз этой интригующей ночью. И Светлана Зеленковская, одна из самых заметных актрис Купаловского театра, вспомнит здесь интонации «Госцiцы», с которых начиналась когда–то ее театральная карьера...


Конечно, ночь со среды на четверг не всем покажется удачным временем для погружения в экзистенциальные глубины современного искусства. Но, увы, у группы Zespol Polski не нашлось другого дня в насыщенном гастрольном графике, чтобы приехать в Минск. Однако провести вечер 23 июня в филармонии стоит уже ради одних польских музыкантов, у которых поклонники по всему миру и бездна новых идей по обогащению современной музыки старинными приемами. Весь юбилейный шопеновский год, например, они намерены исполнять мазурки великого польского романтика в стиле аутентичных деревенских песен и танцев, используя подлинные народные инструменты — дудки, волынки, лиры, гудки. То есть так, как их мог слышать сам Шопен, хотя музыковеды все еще спорят, использовал ли он для вдохновения народную музыку. У группы Zespol Polski, похоже, есть убедительный ответ...


Возможность поучаствовать в таком необычном живописно–хореографически–музыкальном проекте показалась музыкантам из Польши настолько заманчивой, что они согласились приехать в Минск без гонорара. Отказались от вознаграждения и американские музыканты, кларнетист Майкл Корнацки и Кристина Фонг, одинаково виртуозно владеющая скрипкой и альтом. Мол, почему бы не поддержать такую любопытную затею, да еще в стране, где пока не доводилось бывать? Репертуар у них подходящий — самая актуальная музыка серьезных композиторов... Не стал поднимать вопрос о гонораре и Владимир Васильев, знаменитый российский танцовщик, чьи партии с Екатериной Максимовой, Галиной Улановой, Майей Плисецкой и другими прославленными балеринами давно вошли в историю мирового балета. В Минск он привезет свои акварели (в последнее время Васильев–художник не менее знаменит, чем Васильев–хореограф) и покажет свою новую хореографическую работу в дуэте с солисткой Большого театра России Дарьей Хохловой. Балетную миниатюру на музыку Шопена, посвященную памяти жены Екатерины Максимовой...


— Меня удивило даже не то, что такие люди существуют, — признается Симакович. — А то, что их так много!


И дальше с восхищением рассказывает, что почти все наши композиторы, которым она предложила написать свои «Колыбельные к Шопену» для нежного финального аккорда «Ночи музыки» в филармонии, задали ей всего два вопроса: сколько там должно быть тактов и когда сдавать партитуры?


В принципе, ничего удивительного: ради действительно небанальной идеи творческие люди могут объединиться и без денежных приманок. Любопытство ведь еще никто не отменял... Правда, в случае с нашими творцами расклад несколько иной. Услышать музыку современных композиторов–соотечественников или увидеть творчество своих же молодых художников у нас все еще почти негде. Ночь в филармонии — это, конечно, здорово, но так мало... Да и не только о современных творцах стоило бы позаботиться.


— В этом году Шопен слишком знаковая фигура, чтобы мы могли пройти мимо его музыки, — рассуждает автор проекта. — И мне тем досаднее, что год назад мы проспали юбилей Станислава Монюшко, родившегося в Смиловичах, хотя международного пиара он заслуживает ничуть не меньше...


И, право же, не одной Симакович пристало об этом вспоминать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter