Ночью в поезде с министром финансов Николаем Корбутом

Мы действительно говорили ночью в поезде.
Мы действительно говорили ночью в поезде. Вы, конечно, знаете, о чем. О том, чего нам всем не хватает, о чем порой сладко грезим. Про что говорят: "Не в этом счастье!" Про то, без чего тем не менее не ощущаешь полноты того самого счастья. Ну не испытываешь без этого чувства собственного достоинства! И не ощущаешь негу свободы. Самое удивительное: этого никогда не бывает много... Мы говорили ночью в поезде о самой прозаичной из всех человеческих потребностей - о деньгах. А о чем еще можно с финансистом беседовать? Тем более у нас такое туманное будущее. Будет в Беларуси российский рубль - не будет? И чего нам от него ждать?

"У Белоруссии еще есть время для осмысления - от двух до трех месяцев. Если Минск в эти сроки принимает положительное решение, он еще может успеть вскочить на подножку уходящего поезда под названием "единая валюта". Фраза принадлежит министру финансов России Игорю Кудрину. Когда из отпущенного срока прошел месяц, я вошла в вагон "двойки", следующей в Москву. В этом же поезде на заседание Интеграционного комитета ЕврАзЭС ехал министр финансов Беларуси Николай Корбут. Мы договорились под стук колес обсудить положение, сложившееся вокруг единой валюты. Как всегда, я запаслась еще и вопросами, собранными по принципу: "Что бы ты хотел узнать у министра, но стеснялся спросить".

Поезд тронулся. Я надеялась, что сработает "синдром попутчика" - когда в дороге люди рассказывают друг другу любопытные вещи. Глупо, конечно, было рассчитывать, что министр за время пути станет "своим в доску". Он и не стал - поначалу особенно. Как только вошла в его купе класса СВ, даже почувствовала неловкость: вломилась, на ночь глядя (ощущение, скажу вам!). Сначала категорически отказался выключить телевизор, звук которого заглушал наши голоса (сошлись на уменьшении громкости). Потом не захотел обсуждать факт отсутствия в день нашего отъезда в обменных пунктах Минска российской валюты (перенес ответственность на г-на Прокоповича)... Ну да ладно.

- Объясните, - начала я, - как говорится, для "чайников"...

Договорить не успела. Николаю Петровичу, ко всему прочему, ужасно не понравилось слово "чайники". Я принялась оправдываться: мол, выражение устойчивое, означает "дилетанты". Министр возразил

: - Нет, извините! Вы не забывайте: я хлопец от земли. Возможно, у меня есть свои заскоки, но делить народ на "чайников" и элиту - не для меня.

Так и не удалось убедить, что ничего обидного в моих словах для белорусского народа нет. Все мы, неспециалисты, слабо разбираемся в финансовой политике. А Корбут Минфином уже шесть лет руководит. Нужно сказать, сам по себе факт столь долгого пребывания в должности интересен: "долгожителей" среди белорусских министров мало. А уж в Минфине тогда, в 1997-м, продержаться шансов вообще почти не было. Сложная это работа - постоянно латать бюджет.

О Корбуте сложилось двоякое мнение: "непробиваемый" чиновник, способный, однако, войти в положение. Я так и не поняла, что это значит. "Непробиваемые" в положение и не входят! Впрочем, могу привести примеры, проливающие свет на "загадочную" душу финансиста. Однажды слышала, как районный чин рассказывал о своих проблемах: "То - деньги съело, это - бюджет подкосило..." Николай Петрович, казалось, не слушал. Я еще подумала: хоть бы сделал вид, что сочувствует, или сказал сразу: "Денег не дам!" Однако напраслину возводить не стану: не знаю, чем там все закончилось. С другой стороны, есть люди, которые рассказывают, что ходить к нему на прием - одно удовольствие: сумеет найти способ помочь. Правда, есть тут одно "но": сумей убедить! А вот простым людям Корбут помогает даже тогда, когда, казалось бы, нет возможности. Способы, кстати, Корбут находит самые неожиданные. Одна женщина потеряла во времена финансовых потрясений небольшую, но для нее ощутимую сумму. Сейчас компенсировать деньги уже невозможно. Она так убивалась, что министр придумал: банк может оказать материальную помощь! И действительно - устроилось! Вот и пойми Николая Петровича. То со вниманием относится, то одним своим тоном (или взглядом) на место ставит. Надо сказать, что не все соглашаются с тем местом - обижаются, сердятся. Николай Петрович, в свою очередь, тоже склонен характер показывать. Может серьезно разозлиться. Мстительности в нем нет, но выводы делает. Это касается и нашего брата журналиста. Вот и я с "чайниками" вляпалась. "Замялось" недоразумение после банального вопроса

: - Николай Петрович, в чем заключается искусство министра финансов?

- Думаю - в умении маневрировать. И еще: нужно жестко стоять на определенных позициях.

- Что написано на дверях вашего кабинета?

- "Надо научиться жить с проблемами". А что? Наверное, многие неправильно понимают мое обращение? Я просто напомнил: проблемы будут всегда! И потом, могу я себе позволить пошутить? Ведь не такой уж я сухой финансист! Хотел вот еще повесить картинку - скорпиона (я по гороскопу - Скорпион), да передумал: еще испугаются!

- Некоторые считают, что шуточки ваши из разряда "черного" юмора.

- Поддеть могу, это да, но и только. А с этой фразой - думал: почитают, посмеются, а я спрошу: "Ну что, может, у вас и нет неразрешимых проблем?" Мне еще одна фраза нравится: "Разве не лучше жить, чем наблюдать?!" Начинаю задумываться: жизнь - не только работа. Это важная, но далеко не главная составляющая.

- И что же вы изменили, придя к такому открытию?

- Услышал эту фразу только вчера - до сих пор под впечатлением. В субботу пришел с работы и заснул: проспал 14 часов! Это о чем-то говорит?

- Это говорит о том, что вам некогда даже наблюдать... Вот и российские коллеги доставили хлопот.

Я привела еще одну цитату из Кудрина: "В отношении валютного союза с Белоруссией... вопрос упирается в некое политическое осмысление Минском того, что они должны все-таки с нами интегрироваться. Сейчас белорусская сторона выдвигает аргументы, которые не выдерживают критики. Требования о компенсации нечего даже и обсуждать, ибо это равносильно тому, как если бы мы, вступая в ВТО или ЕС, просили компенсацию за наше вступление".

- Прокомментируйте, пожалуйста.

- Не знаю, почему он так говорит. Разве мы все решили? Что конкретно? То, что Россия подминает всю нашу финансовую систему? Как просто они считают: меняют бумажку на бумажку!

- Они считают, что мы должны за это сказать "спасибо".

Министр замолчал, и стало слышно, как стучат колеса. Наконец Николай Петрович сказал

: - ...Тут ведь дело не в компенсации. Мы накопили ценные бумаги (конечно, далеко нам до России, но все же), наши по доходности выше российских. Что с этим делать? Разве инвестор сейчас сбросит цену? Вот мы и говорим: ну помогите нам решить все эти вопросы! Или нам следует вернуть инвесторам деньги? Но у нас нет этих денег! Да они вс„ прекрасно понимают. Нам говорят: "Мы окажем вам помощь, но потом!"

- То есть разговор в стиле тов. Бендера: "Утром стулья - вечером деньги". Некоторые эксперты полагают, что вопрос с единой валютой так и останется нерешенным.

- Не знаю... В принципе, вопрос не сложный. А финансовый блок - большое дело. Я бы на месте России вообще ничего такого не говорил.

- Но вы ведь знаете, почему говорят!

- Знаю. Пусть бы они мне ответили, с чего это Россия молчала-молчала, а потом вдруг резко инициировала подписание соглашения? А от главного вопроса - об эмиссионном центре - вообще ушли. Как это понять? Ну представьте себе ситуацию: мы входим в блок с Россией, с ее крепким рублем и мощной финансовой системой. У нас есть механизм поддержки сектора реальной экономики. Но если что-то не получится, не пойдет, куда нам деваться? Нет никакой гарантии, что мы сможем тогда поддержать свою экономику. Нельзя забывать, что договариваемся со страной, имеющей конкретный интерес. Это риск.

- Риск политический?

Корбут не отреагировал.

- По поводу эмиссионного центра. Вот мнение: "Два эмиссионных центра нужны, чтобы у нас была возможность тиражировать неконтролируемые Россией деньги".

- Ерунда. Российская сторона тоже ведь может включить станок! Вот вам другая проблема: делая свою валюту более крепкой, Россия создает проблемы для экспортеров. С точки зрения денежно-кредитной политики, мы имеем два суверенных государства, и неплохо бы учитывать интересы обоих. Хотя...

Собеседник умолк, и колеса в сопровождении легкомысленной песенки, доносящейся из телевизора, снова стали отбивать ритм.

- Сейчас скажу одну вещь... - продолжая что-то обдумывать, сказал мой собеседник. - Я впервые услышал это в Москве во время обсуждения проблем, связанных с формированием союзных органов управления. Разгорелся спор, и российская сторона высказалась в таком смысле: "Даже если кое-кто захочет остаться таким уж независимым, неужели мы не найдем способов воздействия?"

Ровно год назад, присутствуя на заседании парламентской группы в российской Госдуме, я услышала от депутатов похожую фразу. Обсуждали "белорусский вопрос", один народный избранник слушал-слушал, потом, приняв меня за российскую журналистку, положил ладонь на плечо и сказал: "Вы не знаете этих белорусов! Они там у себя в Минске по вечерам светятся от радиации. В столице топят "буржуйки"!" Я сбросила с плеча "груз" и прошептала: "Я как раз оттуда! "Буржуйки" у меня нет, но вот насчет радиации ничего гарантировать не могу". Депутат оскорбился и пересел. В это время с трибуны грозились провести пресловутую трубу в обход Беларуси - под Балтийским морем (!). А Жириновский всех успокаивал: "Белорусы неглупые, поймут, что к чему".

- Я такой вывод для себя сделал, - выслушав мой рассказ, сказал Николай Петрович, - партнеры должны действовать на равных. Под другой идеей подписаться не могу. Если ситуация выйдет из-под контроля, я буду предателем своих детей, своего народа. Нечего тогда вообще затевать всю эту богадельню. Страны гораздо меньшие, чем наша, самостоятельно живут. О чем речь? По большому счету - какие-то тарифы, цена на газ не совсем справедливая. Ну поднимет Россия свои цены... Давайте прикинем: в прошлом году 500 млн. долларов стоил весь газ. Ну пусть он будет стоить миллиард долларов, ну добавится еще 200 - 300 миллионов. И что? Экономика выдержит.

- А люди?

- И люди. Не нужно людей пугать. Нужно уметь считать.

- Я слышала, в недрах вашего министерства застряла некая работа под названием "Теплофикация и тарифы". Говорят, прошла через экспертов (государственных), всеми одобрена: позволяет серьезно экономить.

- Впервые об этом слышу. Не могла она у нас застрять.

- А как насчет альтернативного бюджета?

Корбут улыбнулся.

- Почему вы улыбаетесь?

- Потому, что, если эти люди предлагают, например, с 1 марта полностью все переделать, это утопия. Почему бы авторам не начать постепенно: поработать с законом, что-то оставить, что-то изменить, вынести на рассмотрение...

- Но если налицо значительная экономия?

Николай Петрович посмотрел на меня с оттенком сожаления или досады, покачал головой и вздохнул: "Ох-х..."

- Давайте тогда о налогах.

Тема уже затасканная, однако предприниматели меня просили поинтересоваться: почему у нас налоги считают не от фактической прибыли, а от предполагаемой? О количестве налогов и говорить не приходится.

- Нам бы самим хотелось, чтобы все было проще, - ответил на это министр. - Возьмем фиксированный налог, о котором вы говорите. Как по-другому можно посчитать? Если бы платили, не скрывая, - другое дело. Нам нужна четкая система движения товара и учета расходов. Государство пытается договориться: хотите без накладных - давайте, но должен стоять кассовый аппарат, чтобы видно было, какие суммы прошли. Ведите нормальную цивилизованную коммерцию! Я не собираюсь никому ничего доказывать, потому что эта проблема меня касается в меньшей степени. Но, к сожалению, если человек уже научился находить обходные пути, он и дальше будет так же действовать.

- Ну зачем вы? У нас и так все чувствуют себя нарушителями.

- А это уже традиционно. Не только в Беларуси, а на всей территории бывшего Союза. Уже в крови.

- Говорят, у вас аллергия на слово "бюджет". И на сельское хозяйство. Это правда?

- Нет. Они слишком высокого о себе мнения. Те, кто вам сказал. Кстати, если говорить о дефиците, нам далеко до Германии или той же Америки. Правда, там эти проблемы несколько по-другому решаются. Да, есть часть расходов, которые покрываются не доходами государства. Кстати, деньги печатаются чаще всего для строительства жилья и компенсации вкладов населения. И по селу бывают вопросы, когда деньги нужны именно сегодня, а не завтра (так было и в этом году). А бюджет у нас работает в рамках доходов, которые мы собираем: не требует больших эмиссионных вливаний, не увеличивает инфляцию. Когда Минэкономики готовит прогноз, а Нацбанк считает, сколько может выпустить эмиссионных денег, чтобы не нарушить приемлемые параметры, у них назревает что-то вроде противостояния. Мы ждем этой всей "войны".

- Ждете?

- Конечно! А что тут странного? Мы же не можем делать профицит (ситуация, когда расходы меньше, чем доходы). Это тоже нехорошо - лишние деньги, я имею в виду. Небольшой дефицит, если он идет не на проедание, а на капитальные вложения, - благо для государства. При наших объемах дефицит не может быть чем-то пугающим. Мелочь.

- То есть, пока Нацбанк и Минэкономики "воюют", вас волнует только одно: хватило бы денег на бюджет. Но, кажется, и у вас трения с Нацбанком?

- Вы забываете, что Минэкономики сейчас не то, что было при Госплане: прогноз, просчет направления движения. А вот банковская система и финансовая реально влияют на результат экономической деятельности. Трения между Нацбанком и Минфином есть: мы ведь не можем допустить, чтобы строились воздушные замки, чтобы были крупные долги, чтобы росли "пирамиды". Короче, если бы я так вот сидел, как говорят журналисты, я бы столько не проработал в этой должности.

- Основной источник дохода в бюджет?

- НДС в основном. А правила существуют такие. Предел изъятия - 50 процентов. Превысишь планку, может наступить коллапс. Сейчас вместе с социальным фондом у нас платят 47 процентов - это многовато, но не критически. Но опять же: все зависит от того, как платят. Если недоимка невысокая, значит, могут платить. А стонать будут всегда. Вопрос в другом. Мы еще так и не смогли реконструировать предприятия и вынуждены с одного брать больше, а другое поддерживать. Со мной не согласятся, а я убежден: это ненормально.

- Представляете, что думают по этому поводу люди, работающие на этих предприятиях?

- Представляю ли я? Да у меня дверь не закрывается! Я всех этих людей вижу. Всякие разборки, по зарплате - в том числе. Но скажите, как можно платить зарплату на предприятии, где производительность труда не позволяет простого воспроизводства?

- Николай Петрович, почему вас часто называют теневой фигурой? Вы, мол, все время чья-то тень. Вас называли тенью Саковича, потом - Винниковой.

- Вряд ли меня можно было назвать их тенью. Я четко знаю позицию, которую должен выдержать при любых обстоятельствах. Не шумлю, спокойно делаю свое дело. Прошел все стадии, все должности, начиная с экономиста: в системе с 1966 года. И не претендовал, извините, на должность Саковича: он политик. Просто не смог согласиться с действиями, которые от меня требовались. Президент предложил мне пойти заместителем к Винниковой. Я, кстати, возражал, сказав, что не знаю этой отрасли. Мне ответили: "Ничего, разберешься". Винникова не была подарком. У нее свои люди, а я не был "ее человеком". Мне не нравилось в ней одно качество. Она могла кому-то чего-нибудь наобещать, а мне сказать наоборот. Приходилось реализовывать некие идеи, проводить ее политику. Но зато за полтора года я хорошо изучил систему: видел, как финансовая машина под названием "банк" умеет обманывать. Тогда министром финансов был Дик. Не будучи подкован в тонкостях, он практически не имел возможности понять, что его обводят вокруг пальца. Словом, сейчас Нацбанку со мной сложнее разговаривать.

- Какие у нас отношения с МВФ?

- С МВФ? Как бы это по-смешному сказать?..

- Есть вообще отношения? Россия отказалась от кредитов МВФ. Почему?

Корбут подумал и приступил к объяснению несуществующих отношений Беларуси и России с Международным валютным фондом.

- Все зависит от уровня расходов. Долг Республики Беларусь - незначительный. Что такое 740 млн. долларов? Поделите на 10 млн. населения - по 74 доллара.

- Это потому, что нам не особо дают в долг?

- Это другой вопрос. А вот у России огромные долги. Они надеются к следующему году выйти на уровень 36 процентов своего долга от ВВП. Сейчас у них - более 40 процентов. Конечно, им нужно уже отказываться и разбираться с существующими долгами. А вот мы бы с удовольствием взяли кредит на разумные направления.

- Что же тут смешного?

- Да просто причины, недостойные внимания. У нас с МВФ всегда был спор: есть требования, предъявленные к нашей стране (список расширяется). Не нужно повышать зарплату, например. Мы им говорим: "Ну чего вы переживаете за нашу зарплату, вы же нам ничего не даете?" Ну и другие вопросы, касающиеся приватизации, например. Все это мишура. Политика, и даже не экономическая. Европа готова оказывать нам техническую помощь, но в финансовом плане отношений почти нет. Вот если бы захотел "дядя Сэм"... Они могут опровергнуть мои слова и сказать: "Мы не занимаемся политикой..." На самом деле это так. Но все равно надо искать пути к сотрудничеству. Знаете, замкнуться и думать, что ты делаешь все правильно, нельзя.

- Бывает, что вы не согласны с тем, что обязаны делать?

- Бывает и не согласен. Я возражаю, но, если принимается решение, должен исполнять. Это правильно.

- Как относитесь к теориям о реальности в краткие сроки довести среднюю зарплату до 300 долларов? Есть масса альтернативных проектов.

- Их авторы работают в реальном секторе? Или работали? Сколько и когда? Вот когда вы таких людей найдете, которые не просто излагают теории, а работают в управлении или на производстве, мы вернемся к этому вопросу. Раз-го-во-ры! Можно, конечно, систему расчета ВВП поменять. (Некоторые страны по этому пути пошли.) Можно сократить работающих на предприятиях - пожалуйста, получим хорошую среднюю зарплату. Есть проекты сокращения расходов на армию, на милицию.

- Вас как-то спросили: "Как прожить на 30 долларов?" Вы сказали: "Не знаю". Это все, что вы можете ответить?

- Я действительно не знаю, как прожить на эти деньги. Наверное, людям пора начинать о другом думать: как зарабатывать и где.

Постепенно мы разговорились, и выяснилось, что министр финансов хотел бы смотреть на жизнь шире, чем ему удается, хотел бы делать больше, чем он может на этом отрезке пути. Но, к сожалению, там, где речь идет о деньгах, не без подводных камней. И с единым рублем, который "за просто так" у нас не появится, и с зарплатой, которую никто, кроме нас, для себя не заработает. Я ушла в свой вагон далеко за полночь: мы уже проехали Смоленск. За окном в темноте мелькали серые тени домов - таких же, как и в наших деревнях. В них спали такие же, как и мы, люди. Я подумала: у этих людей есть российские рубли, но их долларовый эквивалент практически не отличается от тех сумм, которыми обладаем мы. Значит, дело не в названии валюты, а в чем-то другом. Вот скажите: что такое куча денег? То-то... Величина переменная, и у каждого она своя. Актриса Догилева недавно сказала: "Для меня все, что больше "тыщщи", - уже миллион". А для министра финансов миллион - сущий пустяк.

Идеальный чиновник должен организовать работу таким образом, чтобы с имеющимися ресурсами достичь наибольшего результата. В моем случае важна способность вовремя порекомендовать, как воспользоваться ресурсами наилучшим образом.

В ведении Министерства финансов

: Главное государственное казначейство, Главное контрольно-ревизионное управление, 9 департаментов (бюджетной политики; налоговой политики и доходов бюджета; финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты; финансов производственной сферы и коммуникаций; финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга; рынка ценных бумаг и денежно-кредитного регулирования; государственных знаков; драгоценных металлов и драгоценных камней; страхового надзора).

Организации в системе: Республиканское УП "Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь", Республиканское научное учреждение "Научно-исследовательский центр Министерства финансов Республики Беларусь".

В первом полугодии инфляция на потребительском рынке составила 16,2 процента против 21,6 процента за аналогичный период прошлого года. Среднемесячный прирост цен - 2,2 процента (на 0,6 процентного пункта ниже, чем за тот же период 2002 года). Начисленная среднемесячная зарплата в народном хозяйстве страны составила 235,5 тыс. рублей. По отраслям экономики сохраняются различия в оплате труда. В отраслях материального производства, как обычно, наиболее низкий уровень зарплаты в сельхозпроизводстве - 121,9 тыс. рублей; самый высокий - в нефтедобывающей промышленности - 660,2 тысячи. В непроизводственной сфере лидером являлись банки - 458,3 тыс. рублей, аутсайдером - младший медицинский персонал с зарплатой в 133 тыс. рублей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter