Ночной и дневной дозор заставы "Казимирово"

Со времен армейской службы Александра Лукашенко здесь почти ничего не изменилось

Со времен армейской службы Александра Лукашенко здесь почти ничего не изменилось

За годы работы в журналистике где только не доводилось бывать… А когда бесконечная череда новых впечатлений – норма профессии, перестаешь относиться к ним эмоционально. Однако в гости к пограничникам на заставу «Казимирово», расположенную на участке белорусско-польской границы, я отправилась с особым интересом.

В 1976 году после окончания «учебки» в звании рядового здесь все тонкости охраны рубежей государства постигал Президент нашей страны Александр Лукашенко.

Застава — дом пограничника

Ворота на территорию нам отворил очень серьезный, преисполненный служебного долга, молоденький, почти мальчишка, постовой. Первое впечатление: несколько небольших одноэтажных построек, гараж, тренировочная площадка, подставка для лыж, высокие деревья в снегу… Тихо, спокойно. И близко нет ощущения, что всего в трехстах метрах отсюда — рубежи Беларуси, охрана которых ведется круглосуточно.

— А почему так тихо? – спрашиваю у начальника заставы Вадима Киселя.

— Кто-то в дозоре, кто-то выполняет служебные обязанности на месте. У нас шуметь не принято.

Здешний так называемый штаб – место универсальное. В здании есть все необходимое для жизни пограничников: спальни, кухня, учебные классы, комната отдыха и бытового обслуживания, канцелярия – она же, по совместительству, кабинет начальника заставы. Почетные места здесь отведены иконе Святого Михаила – покровителя погранвойск, символике нашего государства, которая здесь, в непосредственной близости от границы, воспринимается по-особому, альбому «Славы и доблести заставы «Казимирово».

— Вадим Михайлович, у вас тут очень по-домашнему…

— Охрана государственной границы – дело сложное. Мы выполняем 17 видов пограничных нарядов, несем службу в любое время суток, в любую погоду. Особенно нелегко поначалу приходится солдатам срочной службы. Без поблажек они долгие часы с оружием в руках находятся в дозоре, и в случае чрезвычайных ситуаций должны самостоятельно принимать решения. Можете представить, какой груз ответственности ложится на вчерашних мальчишек-школьников… Конечно, к подбору кадров для границы – особый подход: «срочники», прежде чем попасть сюда на службу, проходят строгий отбор, психологическое тестирование. Но, как бы там ни было, даже самый подготовленный пограничник, вернувшись с дозора, должен иметь возможность отдохнуть и физически, и психологически. Для этого нужны соответствующие условия, лучше всего, когда они приближены к домашним.

— Интересно, что изменилось на заставе с тех пор, как здесь служил Президент нашей страны?

— Сейчас техника и технологии охраны госграницы усовершенствовались, поэтому штат служащих немного сократился. Постройки заставы обновились. Вот, пожалуй, и все изменения.

— Много ли ловите нарушителей?

— У нашей заставы один из самых протяженных участков границы – 20 километров, однако нарушителей здесь немного. Мы достаточно удалены от Бреста, а те, кто вынашивает преступные планы, нацеливаются в первую очередь на крупные населенные пункты, где после совершения преступления легче затеряться. Правда, случаются и у нас инциденты. Чаще всего на этом участке нелегально пересекают границу граждане Польши. Есть и еще один вид «нарушителей», от которых прежде всего страдает электро-сигнализационный комплекс, это — дикие звери. В здешних местах много лосей, зубров, оленей, кабанов. На нашей приграничной полосе охота на них запрещена, а в Польше – нет. Вот они и ищут «политического» убежища в Беларуси. Даже колючая проволока не останавливает…

Свято место…

То, что на их заставе служил когда-то Президент, пограничники гордятся. В альбоме «Славы и доблести «Казимирово» пограничнику Александру Лукашенко отведено несколько страниц, много фотографий. Вот он сосредоточенно собирает смородину. Под снимком, где он в спортзале с мячом в руках подпись: «В период своей службы я старался не подводить спортивную честь родного погранотряда». Крупный план: глядя на безусого мальчишку в фуражке, даже не верится, что этому молодому солдату в будущем предстоит стать тем атлантом, который на своих плечах поднимет Беларусь из руин рухнувшей империи.

В 1998 году Президент побывал на своей заставе, встретился с молодыми стражами границы и ветеранами. Тогда пограничники выступили с инициативой прикрепить на кровати, где спал когда-то Александр Григорьевич, именную табличку. Президент отказался. Тем не менее, это место очень почетно, оно передается от лучшего к лучшему. В настоящее время – этот уголок возле окна принадлежит 20-летнему ефрейтору Максиму Мерещенко. На груди у него почетный значок «200 выходов на охрану государственной границы». Пограничник признается, что, как только попал в армию после окончания ПТУ в родном Столине, было очень тяжело. Военных навыков не имел, от ежедневного многокилометрового патрулирования с непривычки болели ноги… Сейчас Максим – гордость заставы.

Пограничники – народ радушный. Гости здесь бывают нечасто, поэтому их встречают от всей души. Пока мы знакомились с заставой, был накрыт стол: суп, каша, сало, свеженина, соленые огурчики, помидорчики… Все эти вкусности – собственного производства. «Казимирово» — вообще в своем роде автономия. Здесь есть огород, на котором выращивают различные овощи, рядом лес, где собирают грибы и ягоды, есть свои свиньи, корова, куры. Фирменное блюдо заставы – сало, которое старшина по особому рецепту закатывает в банках. Кроме продовольствия, здесь сами обеспечивают себя светом и теплом. Даже когда на улице минус 30, в штабе плюс 25.

Граница знает своих героев

Нам очень повезло: удалось встретиться с легендарным человеком, председателем совета ветеранов Брестской Краснознаменной пограничной группы имени Ф. Дзержинского, участником войны, почетным пограничником Беларуси Николаем Алексеевичем Постниковым. Сейчас одно из главных его увлечений – музей. Здесь собраны материалы о двух тысячах пограничников, многих из которых Николай Алексеевич знал лично. Есть здесь и стенд, посвященный Александру Лукашенко. Кстати, у него в свое время Николай Постников был наставником.

— Николай Алексеевич, у нашего Президента характер волевой, независимый. А военная служба требует беспрекословного подчинения младших по званию…

— У нас с солдатом Александром Лукашенко проблем не было. Он, даже совсем молодым человеком, был дисциплинированным и ответственным. Сослуживцы его уважали. Придя на службу после института, имел хороший багаж знаний. Поэтому нередко его, простого солдата, офицеры просили подготовить для них конспекты по политологии, обращались за советом. Кроме того, он был ответственным за спортивную подготовку. Участвовал во всех соревнованиях. Его лидерские способности в полной мере проявлялись уже в те годы.

— Могли ли вы предположить, что ваш воспитанник станет главой государства?

— Конечно, нет. Хотя я был уверен, что у этого молодого человека впереди — яркое будущее.

— Вы часто видитесь?

— Всегда, когда он бывает в Бресте. А не так давно наш музей посетила семья Президента. Им понравилось. Правда, сам Александр Григорьевич после обновления музея еще здесь не был. Мы ждем его в гости…

 На снимке: легендарный пограничник Николай Постников и его музей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter