Ночной дозор

Экипаж Виталия и Владимира специализируется на розыске угнанного и похищенного автотранспорта по горячим следам и скрывшихся с места ДТП водителей.
Пятница, 18.00. До 7 утра субботы присоединяюсь к сотрудникам спецгруппы УГАИ Минского облисполкома старшим инспекторам ДПС Виталию Молчану и Владимиру Коржалю. Создана спецгруппа два года назад, но уже оправдала свое существование. Экипаж Виталия и Владимира специализируется на розыске угнанного и похищенного автотранспорта по горячим следам и скрывшихся с места ДТП водителей. Чаще всего дежурит по ночам: в темное время суток как раз и случается большинство автопроисшествий. На оживленных трассах к встрече с "гаишниками" внутренне готов каждый водитель. Поэтому располагаемся на неприметной объездной дороге вблизи Колодищей. Сюда обычно сворачивают те, для кого по тем или иным причинам встреча с дорожными патрульными нежелательна.

Долго ждать не приходится. Не проходит и получаса, как я становлюсь участницей самой настоящей погони. На перекресток, где мы несем вахту, виляя, выезжает видавший виды "Мерседес". Сомнений никаких: водитель подшофе. Взмах черно-белого жезла он игнорирует и дает по газам. Гаишный "Опель-Астра" срывается с места. Ревущая сирена, однако, действует на нарушителя отрезвляюще. Через две минуты езды "на пределе возможностей" "мерс" тормозит. "Ваша взяла", - признает с трудом ориентирующийся в пространстве мужчина лет сорока и предъявляет документы. Судя по всему, он расстанется с ними на длительный срок. Задержанный "камикадзе", как выясняется, - не угонщик. Но вполне мог бы им быть.

- Львиная часть угонов такими вот и совершается, - препроводив любителя острых ощущений в ближайший РОВД, рассказывает Виталий Молчан. - Причем от пьяного угонщика можно ждать чего угодно: к примеру, возьмет и рванет на встречную полосу или на пешеходную часть. Ему в этот момент и своей жизни не жалко, не то что чужой. И толку? Любая попытка автопобега обречена: мы ведь запоминаем номер машины и передаем по рации всем постам ГАИ.

Увы, далеко не всегда удается раскрыть угон, так сказать, по горячим следам. Как правило, владельцы угнанных и украденных авто спохватываются не сразу. Чаще всего бывает так: дело было ночью, а звонок в милицию поступает только утром. В этом случае поиски могут затянуться на неопределенный срок, если не проявить смекалку. "В таких ситуациях ставка делается на опрос свидетелей", - утверждает старший инспектор Коржаль и вспоминает недавнюю историю. Житель Солигорска не обнаружил под окнами родные "Жигули". Сотрудники группы розыска несколько дней прочесывали окрестности. Безрезультатно. И вдруг один дачник рассказал, что видел соседа, который как-то вечером заезжал вместе с приятелем, но не на своем авто, а на незнакомой машине. Предполагаемый угонщик сознался: выпили поллитру на двоих и захотелось экстрима. Кстати, открыл он чужие "Жигули"... ключами от своих собственных. Беспечность иных автолюбителей поражает: в 95 случаях из ста уведенные из-под носа хозяев "ВАЗы", "Фольксвагены", "Опели" и т.д. не были оборудованы даже самой простенькой сигнализацией.

Остальные пять процентов злоумышленников заурядными угонщиками не назовешь. Как вам этот сюжет, например? Минский ночной клуб, красивая девушка, клофелин. Руководит "операцией" опытный преступник. Пока "клиент клофелинит", аферисты завладевают ключами от его "Лексуса". "Дорогая машина, как правило, должна где-то отстояться: перегонять "паленый" автомобиль в разгар плана "Перехват" рискованно, - знакомит меня с тонкостями воровской тактики Виталий Молчан. - С одной стороны, найти запрятанную в укромном месте машину сложно, с другой - пока ее не доставили потенциальному покупателю куда-нибудь в российскую глубинку, шанс все-таки есть". "Лексус" обнаружили замаскированным ветками на свалке автохлама, а "клофелинщики" почли за лучшее покинуть страну, так как в пылу гонки сбили пешехода - преступление, нередко сопутствующее угону или краже.

Как известно, самый распространенный способ замести следы кражи легковушки - перебить идентификационный номер в соответствии с купленными под нее документами. "Да ничего я в машине не трогал, мне такую продали по доверенности", - оправдывается средних лет водитель "Ауди". Подлог специалисты группы розыска устанавливают в течение нескольких минут - глаз наметан. Впрочем, фальшивку не всегда распознаешь на глазок. В экстренных случаях экипаж розыскного автомобиля пользуется спецсредствами. В его спецарсенале - набор луп разной увеличительной мощности, ультрафиолетовая лампа (индикатор подлинности документов) и прибор регула (видеокамера на штативе, с помощью которой можно проникнуть в любую щель). Правду говорит автолюбитель или нет, выяснится в процессе дальнейших оперативно-следственных действий.

Проходит около часа, и мы меняем дислокацию: долго на одном месте находиться бессмысленно. Кто не знает водительской традиции перемигиваться, если поблизости патруль ГАИ? "Такая солидарность только на руку угонщикам и ворам, - качает головой Владимир Коржаль. - А если навстречу мчится преступник? Об этом никто почему-то не думает". В оставшиеся до утра часы мы еще несколько раз переезжаем с места на место. Попадается несколько человек за рулем, но без документов, двое пьяных, четверо владельцев машин с переваренными номерами кузовов. Каждый такой случай - повод для индивидуального разбирательства.

Светает. Не покидавшее меня 13 часов кряду чувство ночной тревоги сменяет ощущение утреннего покоя: жизнь дороги входит в обычное русло. Наше дежурство окончено.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter