Ночлега и обеда уже недостаточно

НА ДОРОГЕ можно неплохо зарабатывать. Это давно поняли наши соседи. Например, путешествующих по Польше или Германии не может не впечатлить многочисленность вдоль трасс ресторанов, кафе и мотелей. У нас пока иначе, даже перекусить иногда проблема.

Кто поднимет деньги, «лежащие на асфальте»?

НА ДОРОГЕ можно неплохо зарабатывать. Это давно поняли наши соседи. Например, путешествующих по Польше или Германии не может не впечатлить многочисленность вдоль трасс ресторанов, кафе и мотелей. У нас пока иначе, даже перекусить иногда проблема.

В Житковичском, Петриковском, Кобринском, Ивацевичском районах есть участки, на которых придорожные кафе друг от друга находятся на расстоянии в 60—70 километров, а от Пинска до Лунинца они вообще отсутствуют. Это личные наблюдения, которые дополняют общую довольно неутешительную картину.

Из-за неразвитости комплекса необходимых услуг теряются миллионы долларов. На объектах постоя в республике зарабатывается 0,5 процента, торговли — около трех процентов от общего товарооборота придорожного сектора экономики. Признаем: данная ниша с позиции получения прибыли мизерная.

В прошлом году Минтрансом утверждена генеральная схема развития этой сферы до 2015 года. В ней указаны места, в которых уже ведется строительство, а также предлагаемые для размещения объекты. По словам начальника отдела сохранности автомобильных дорог и придорожного сервиса главного управления автомобильных дорог Минтранса Сергея Леончика, на смену единичным торговым точкам должны прийти многофункциональные объекты.

Сейчас на республиканских трассах работают 341 автозаправочная станция, 59 гостиниц, 44 мойки, около 800 предприятий торговли и пунктов питания, 90 станций технического обслуживания. С 2008 года в Беларуси сформирована и действует необходимая нормативно-правовая база. Любой предприниматель, приходящий на рынок, должен понимать, что правила игры уже известны, и он может смело работать на перспективу, говорит Сергей Леончик.

В последние годы достаточно активно идет строительство новых и реконструкция существующих объектов. Это стало возможным благодаря Указу № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса». Он предоставляет широкий спектр льгот: освобождение от налога на недвижимость на несколько лет и налога на прибыль, освобождение от арендной платы. Также субъектам хозяйствования предоставляются льготные кредиты, которыми могут воспользоваться как мелкие, так и крупные предприятия.

«Золотая трасса», где деньги лежат прямо на дороге, — это М1, Москва — Брест — основная автомагистраль между Россией и Европой. Новое наполнение получают реконструируемые трассы, которые связывают столицу с областными центрами. А вот транзитная привлекательность остальных белорусских дорог гораздо хуже. Автомобильные потоки на них не могут обеспечить наполняемость придорожных объектов и их экономическую составляющую. Придорожному бизнесу там помогает выживать его близость к населенным пунктам. До семидесяти процентов клиентов такого сервиса — жители близлежащих райцентров и деревень, а основным источником доходов являются банкеты и свадебные вечера.

Между тем международный туризм считается успешным, если турист на доллар основной услуги дополнительно тратит 3—5 долларов. Большинство пунктов придорожного сервиса в нашей стране оказывают всего две-три услуги, а в той же Германии — 8—10. Когда год назад специалисты всемирно известного туроператора приехали исследовать трассу М1, выяснилось, что по стандартам, которые предъявляет немецкая сторона, в Беларуси остановиться просто… негде.

Сеть придорожной инфраструктуры в республике по-прежнему формируется в основном за счет объектов государственной формы собственности и потребкооперации, а во многих европейских государствах эта сфера полностью отдана частному бизнесу. В Минтрансе признают, что нежелание предпринимателей идти в придорожный бизнес не в последнюю очередь связано с бюрократическими проволочками. На выдачу технических условий на разработку проектно-сметной документации иногда уходят месяцы, а то и годы.

Усложнили задачу и новые требования к размещению и архитектурному оформлению придорожных объектов. Еще одна затратная статья — получение права на заключение договора аренды через аукцион. В белорусском дорожном сервисе явно не на должном уровне и рекламная составляющая. Что говорить, когда на автомагистралях не хватает информационных знаков — путеводителей для гостей.

И самое главное… На мой взгляд, у отечественного придорожного сервиса нет единого координационного центра, который бы курировал этот бизнес. А вот начальников, в отличие от хронического недостатка санузлов, предостаточно.

Александр ШЕВКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter