В Брестской крепости недавно открылся новый музей.

Ночи и дни музеев

О музеях
В Брестской крепости недавно открылся новый музей. В экспозицию сотрудники мемориального комплекса существенно добавили интерактива, выставили более двух тысяч экспонатов. И всего этого не было бы без инвестиций, составивших 15 миллиардов. Тем не менее об окупаемости речи не идет, ведь классический музей — не то заведение, на котором можно серьезно заработать.

Особенно это чувствуют на периферии, где число посетителей даже в процентном соотношении со столичными музеями несравнимо. Проигрывают в разы. И вот тут, чтобы привлечь туристов и заработать хоть немного денег, каждый выкручивается как может. Например, в Березе эта работа ведется весьма активно. Директор местного историко–краеведческого музея Любовь Киватыцкая с гордостью рассказывает о том, что у них запущена целая серия проектов: проводят свадьбы, ролевые игры для посетителей, работают туристические маршруты по историческим местам Березовщины, фотоателье. В прошлом году музей заработал 30 миллионов рублей. Правда, бюджет выделил им на год миллиард с лишним, так что как и во всех остальных случаях никто о рентабельности не говорит.

Тем не менее на интерактив сегодня ставку делают многие. Та же акция «Ночь музеев» в разных уголках страны собирает десятки посетителей, в том числе и местных жителей, которые, как правило, не балуют вниманием родные краеведческие. Но и здесь не обходится без нареканий. На одном из интернет–форумов мои коллеги по перу возмущались, мол, мало того что музеи берут плату за вход, так еще и работают не всю ночь, а лишь до позднего вечера. То ли дело в Европе: там подобная акция бесплатная и длится до утра...

Попытки объяснить, что наша «Ночь музеев» от заграничной несколько отличается, разбились о скалу непонимания. У нас действительно проводят целое представление, в некоторых случаях даже привлекают театральных актеров. Это затраты, порой не в один миллион. А делается все как раз таки для того, чтобы привлечь посетителей и хоть немного на этом заработать.

Коллеги, искушенные ведущими европейскими музеями, парировали, мол, на фоне музея Коперника в Варшаве, корабля Ваза в Стокгольме или экспозиций в английском Ковентри наши смотрятся как–то вяло. Там и муляжи можно примерить, и видеофильмы посмотреть. Это да, привлекательно. Наши экспонаты под стеклом на их фоне смотрятся как–то вяло. Даже если некоторым из них более тысячи лет. Словом, получили отечественные музейщики вердикт: надо не паковать архивы и вялые выставки организовывать, а думать о привлечении посетителя круглый год.

И пусть сравнение региональных краеведческих музеев с ведущими мировыми выглядит несколько наивно, логика на первый взгляд есть. Коль посетитель требует зрелищ — дерзайте. И пора уже отбросить это ханжество и разрешить заходить на экспозиции с поп–корном и колой. Для полноты ощущений. Иронизирую, конечно, но по–другому претензии к тем, кто популяризирует историю, комментировать трудно.

А если серьезно: откроем Закон «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь». В статье «Музейная деятельность» почему–то об аттракционах ничего не сказано. Цитирую: «Музейная деятельность осуществляется музеями в целях обеспечения общедоступности музейных предметов и музейных коллекций, использования их для интеллектуального и культурного развития общества, в том числе для распространения знаний об окружающей среде, истории и культуры». Это в частности: «обнаружение предметов музейного значения; комплектование музейных фондов; учет музейных предметов; изучение и популяризация музейных предметов и музейных коллекций, в том числе путем проведения на их основе научных исследований архивных, библиотечных и иных источников, публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также публикации соответствующих материалов; консервация и реставрация музейных предметов; проведение научно–практических семинаров и конференций, других мероприятий в сфере музейного дела»...

Словом, на первом месте стоит как раз таки научная работа. И на экспозиции в первую очередь должны быть выставлены не яркие новоделы, а ценные подлинники. Причем за каждым экспонатом — кропотливый труд исследователя. Мнение обывателя, увы, иное. Мой коллега говорит: «Музейное дело — такая же индустрия, как и все остальные. Музейный экспонат — такой же товар, только для него, как и для других товаров, нужна подходящая и качественная упаковка». Не соглашусь. Музеи не занимаются продажей экспонатов даже в переносном смысле. Их продукт невидим, как невидим продукт, который производит, например, армия. Вряд ли национальную безопасность можно потрогать руками или сфотографироваться рядом с ней. Но именно за этот «товар» военные получают зарплату. Музеи же делают видимой, но неосязаемой нашу историю, культуру, то богатство, которое не измеряется никакими деньгами. И потому заставлять их гнаться за лишним рублем, думаю, совсем не стоит. Историей не торгуют.

alexbresta@gmail.com

Советская Белоруссия №136 (24519). Вторник 22 июля 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter