Ночь длиннее - бурт короче

Тиха белорусская ночь в ясную погоду.

Тиха белорусская ночь в ясную погоду. Особенно осенью. Идешь по сельской дороге и в симфонии тишины улавливаешь то соло лающей вдали собаки, то тарахтение шального трактора, то шелест листвы...

И еще этот усердный хруст со стороны совхозного поля! Такой может издавать разве что стадо кроликов на месторождениях капусты. Но, чу! Прохожу мимо, и все мигом утопает в омуте безмолвия. Только громкий шепот "кролика": "Дядя Сережа, ложись!" и шум маскирующегося под грядки со свеклой тела говорит, насколько многообразны жизненные проявления белорусской фауны. Еще несколько минут - и мимо бесшумно проплывают две фигуры, согбенные под тяжестью мешков, полных корнеплодов... Эта лирическая зарисовка была сделана мной пару недель назад, в период исполнения в деревне священного долга по копке картошки.

Вновь двуногих вредителей овощей довелось наблюдать (и даже случайно поучаствовать в "спецоперации" по их поимке) буквально на днях. Ветер странствий занес меня в Круглянский район, в машину бригадира одного из совхозов, который согласился подвезти меня при условии, что в пути "заскочим по работе". Какая может быть работа в субботу вечером, я понял только на месте, когда, передавив всю встречную грязь грунтовки, вынырнули прямо к буртам с совхозной картошкой. Так и есть. В свете фар засуетились, напоминая застигнутых врасплох тараканов, фигуры людей. "А ну, стой!" - бригадир выскочил из машины и ринулся вдогонку за разбегающимися силуэтами. Отчаянный, однако, попался мне попутчик. Знающие люди рассказывали, что даже руководители иных хозяйств опасаются вот так в одиночку устраивать "облаву". Бывало, у "жертвы" и должности не спросят - с разворота огреют и все. В темноте все равно, как правило, обидчику удается сохранить свою анонимность.

Через пару секунд тяжких раздумий о неизбежности мордобития ваш покорный слуга все же юркнул на помощь в темноту. У азарта, оказывается, тоже глаза велики. Где-то впереди разглядел пару мелькающих пяток - остальные расхитители совхозной собственности, как зайцы, успели рассеяться в пространстве. Неугомонный бригадир запыхался, но упрямо шел по следу. Мчусь и я за вредителем. Наконец сбиваю того с ног и, приняв стойку охотничьей собаки, жду прибытия "охотника". А вот и он: "Ну что, попался?". "Попался", - обреченно вздыхает человек на земле. Зрелище настолько жалкое и противное, что даже кулаки перестают чесаться. Бригадир ограничивается парой нравоучительных оплеух. Главное - личность воришки идентифицирована, и разбор его "полетов" предстоит на следующий день.

Любопытствую: "С одним разобрались, а если бы догнали всех пятерых?". "Ну, тогда побили бы не мы, а нас..." - логично резюмировал собеседник. Смысл же этой странной погони он объяснил просто - "достали"! Интересуюсь, какие санкции ожидают провинившегося. "Не в милицию же его сдавать, - рассуждает начальник. - У нас в каком-то роде жизнь, как на подводной лодке. Совхоз зависит от людей ровно так же, как и люди - от совхоза. Рабочих рук не хватает, отсюда и характер взаимоотношений. Был случай, когда заведующей фермой пришлось чуть не палкой гнать на работу "подсевшую на стакан" подчиненную. Простейший выход, понятно, просто уволить пьянчужку. Но кому работать тогда?" По словам собеседника, можно, разумеется, лишить премиальных доплат, но, когда люди и так почти не видят живых денег, это помогает незначительно. Поэтому в отношении несознательных членов совхоза иногда приходится применять нестандартные ходы. Например, в одном хозяйстве председатель с поличным - мешком зерна - "взял" механизатора. И опять дилемма, - что с ним делать? Наказание ведь должно быть не самоцелью, а средством перевоспитания. Тогда председатель на виду у высоких гостей из соседнего района просто-напросто отстегал провинившегося хворостиной по заднему месту. Не так больно, как обидно. Непедагогично и, может, не совсем законно, но эффективно. Больше тракторист не попадался.

Впрочем, вышеуказанная история скорее является свидетельством нестандартного подхода, чем системы. По крайней мере, такие случаи не афишируются. Везде своя специфика и свои подходы. В колхозе "Рассвет" Кировского района в свое время ввели жесткие санкции (начиная от материальных и заканчивая исключением из колхоза) в отношении воришек. Говорят, помогло. Но в менее преуспевающих хозяйствах, повторимся, приходится искать другие способы борьбы с "клептоманами".

По словам заместителя начальника Круглянского РОВД Юрия Манько, милиция делает все, что в их силах, для профилактики краж. Ежедневно, точнее - еженощно, на территории района курсируют одна-две мобильные милицейские группы (кстати, именно здесь около десяти лет первыми в области ввели такую практику). Попавшихся, согласно административной статье, ждет либо штраф, либо исправительные работы. В подавляющем большинстве попадались отнюдь не "пахари", отработавшие от рассвета до заката (у них ни стимула, ни, по большому счету, сил не остается для ночных набегов). Но милиционера возле каждого картофельного бурта не поставишь. К тому же хроническая проблема с бензином. Поэтому в милицейских сводках отражается только надводная часть айсберга, представляющего собой истинные масштабы "мелких" хищений. Впрочем, как признались в управлении сельского хозяйства райисполкома, в принципе, невозможно подсчитать, какой процент урожая нелегально перекочевал в частные погреба. Допустим, обнаружилось, что кто-то взломал склад и вынес зерно, но сколько именно - пять килограммов или тонну - определить невозможно. Поэтому наиболее эффективным (если не единственным) способом решения проблемы в районе считают ночные дежурства руководящих работников на "стратегических" объектах.

Но вот что примечательно: ночи становятся все длиннее, а картофельные бурты - короче...

 

БАСОВ Семен.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter