НКО и ЦРУ: кто заказывает музыку

С начала 90-х годов, и особенно после распада СССР, Соединенные Штаты (и не только они) принялись уже открыто проводить на территории бывшего Союза свои вербовочные мероприятия. Повсеместно как грибы после дождя стали расти прозападные организации, партии, фонды...

С начала 90-х годов, и особенно после распада СССР, Соединенные Штаты (и не только они) принялись уже открыто проводить на территории бывшего Союза свои вербовочные мероприятия. Повсеместно как грибы после дождя стали расти прозападные организации, партии, фонды, структуры, занимавшиеся разного рода мониторингами и «правами человека». До последнего времени никого вроде не волновало, что существуют эти организации на западные деньги  и проводят, по сути, антигосударственную политику. Но непрекращающиеся скандалы вокруг их деятельности, особенно в период распределения грантов, а главное, заметно снизившиеся в последнее время их «отдача» и влияние вынуждают западных спонсоров ужесточить контроль за НКО (некоммерческими организациями) и фондами. Так, США на днях объявили, что контроль за зарубежными НКО и их программами в странах СНГ и России будут осуществлять ФБР и ЦРУ. Как говорится, круг замкнулся. 

Сегодня, я думаю, всем уже известно, как США любят изображать себя этакими бескорыстными покровителями демократии и свободы. Вот  и Хусейна свергли, а затем благословили вынесенный ему смертный приговор за убийство аж «100 с лишним мирных жителей» после неудачного покушения на этого иракского диктатора. О том, что вот уже на протяжении более трех лет в «свободном» Ираке практически ежедневно истязают до смерти, расстреливают, взрывают более сотни безвинных людей, предпочитают не говорить. Хотя мировое сообщество к этим бесконечным ужасным смертям благодаря американским «борцам за свободу», похоже, уже привыкло. 

Но даже в США стали понимать, что использование военной силы для «демократизации по-американски» малоэффективно. И потому основную ставку вновь стали делать на внутреннее разложение неугодных им государств и поддержку в этих странах тех людей и структур, которые будут защищать и отстаивать западные интересы. Сколько бы Кондолиза Райс ни заявляла, что «наша поддержка гражданского общества через неправительственные организации – это путь, по которому мы можем помочь постсоветским странам обеспечить более демократическое будущее», в этих странах уже давно разобрались, что «демократизаторская» деятельность США за рубежом имеет крайне мало общего с реальными условиями по продвижению демократических принципов и защите этих принципов.  Речь идет лишь о банальном лоббировании «американских национальных интересов». С другой стороны, в этом нет ничего нового. Это обычный американский подход к любому делу. 

Года два назад, анализируя деятельность созданных Западом организаций влияния, российский президент сказал, что для них «приоритетной задачей  стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. При этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными. Мы выступаем за прозрачность их финансирования, чтобы эти организации были независимыми и не руководились «кукловодами» из-за рубежа». 

В стремлении вывести НКО из-под западного влияния Россия решила сама выделять средства на их поддержку. В прошлом году из российского бюджета на развитие неправительственных организаций было отпущено полмиллиарда рублей. Половину денег распределяла общественная палата, остальные 250 миллионов — администрация президента. Но претендентов на получение этих грантов сразу же не устроило то, что они должны были сообщать, зачем им нужны деньги, представлять финансовую отчетность, данные о полученных за последние пять лет зарубежных грантах, а также  рассказать об «опыте продуктивного взаимодействия с государственными и муниципальными структурами». Но ведь, кроме противостояния с этими госструктурами, они никак иначе с ними и не «взаимодействуют». 

Интересны и «аппетиты» этих НКО. Одна из них запросила 604 млн. рублей, что превысило бюджет всего проекта, другая на вопрос, для чего ей нужен грант, кроме прочего, указала «на аренду автомобиля для руководителя». 

А вскоре случился скандал с сотрудниками британских спецслужб в Москве, которые по-прежнему поддерживали нужные им НКО. Затем вместе со своей подругой была задержана руководительница фонда «Образованные медиа» при ввозе в страну незадекларированных 19 тысяч евро. 

Недавно Госдеп в своем спецдокладе о правах человека открыто заявил, что США оказывали и будут «оказывать поддержку в форме грантов группам гражданского общества, средствам массовой информации, научно-исследовательским фондам, профсоюзам и организациям, занимающимся правами человека… с целью содействия свободным выборам в Госдуму в декабре 2007 г. и президентским в марте 2008 г.». Но теперь, согласно новому указу, все НКО, финансируемые Агентством по международному развитию (USAID), обязаны будут представлять подробную информацию о своих сотрудниках для проверки американскими компетентными органами. То есть за «благонадежность» этих людей, состоящих, например, в белорусских НКО, будут теперь отвечать ФБР и ЦРУ. И хотя объясняется это якобы «исключительно необходимостью борьбы с международным терроризмом», но то же USAID не скрывает, что его «деятельность координируется госсекретарем США для достижения целей американской внешней политики по всему миру». Кстати, в 2006 году из 4,22 млрд. долларов, выделенных USAID из госбюджета США, «на поддержку свободы во всем мире» пошло 482 млн., а еще  382 млн. было направлено «на развитие демократии в Восточной Европе». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter