Низкоуглеродный — значит высокоэкологичный

Олег Максюта: 40 процентов ВВП Беларуси — погодозависимы

Именно таким путем должна идти каждая цивилизованная страна

Стихия в последнее время все чаще напоминает человеку, «кто в доме хозяин». Мир сотрясают землетрясения, случаются торнадо, наводнения. Не так давно обильный снегопад парализовал авиасообщение в Европе. Все это, как утверждают экологи, последствие набирающего обороты глобального потепления. К счастью, подобные беды обходят Беларусь. Но и мы зачастую ощущаем отголоски соседских катаклизмов, а также наблюдаем собственные, пускай и небольшие, климатические изменения. Так, и минувший год, хотя для нашей страны он был всего лишь 16-м в ранжированном ряду ведущихся у нас наблюдений с 1945 года, памятен некоторыми температурными отклонениями. Например, такая теплая весна, отмечают специалисты, бывает всего раз в десять лет. Аномально влажный апрель, когда в среднем по Беларуси количество осадков составило 166 процентов от климатической нормы, случается раз в 35 лет! Как меняется наша жизнь в новых условиях? Какие меры по смягчению последствий изменения климата принимаются в Беларуси? Об этом «Р» рассказал директор Департамента по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Олег МАКСЮТА (на снимке).

— Прогнозы, которые делает наша служба, характеризуются высокой оправдываемостью. Они соответствуют всем требованиям Всемирной метеорологической организации. Перед нами сейчас стоит задача внедрения краткосрочных моделей прогнозов погоды, которые будут более приближены ко времени и к месту предстоящих событий.

Исторически сложилось так, что во времена Союза у нас была единая служба, после распада которой все научные подразделения остались на территории Российской Федерации. К счастью, в соответствии с договором о создании Союзного государства создан и работает Комитет по гидрометеорологии СНГ. В первую очередь такое объединение усилий важно для составления прогнозов погоды. Для получения точной, всеобъемлющей информации в наших государствах создается автоматическая сеть наблюдений, совершенствуются радиолокационные и аэрологические комплексы. В Беларуси имеются две собственные аэрологические установки. Для расчета данных у нас есть программно-аппаратный комплекс и суперкомпьютер, которые совсем скоро заработают в полную силу для получения краткосрочных прогнозов.

— Сегодня прогнозы погоды касаются всех сфер человеческой жизни, а значит, система гидрометеорологии развивается. Планируется ли модернизировать ее в текущем году?

— Правительство нашей страны понимает существующие проблемы, поэтому в гидрометеорологическую сферу вкладываются серьезные средства. Если не произойдет никаких непредвиденных изменений, я думаю, мы сможем поставить два локатора — в Витебске и Гомеле, купить и установить аэрологический комплекс в Гродно. Все это существенно расширит наши возможности для получения оперативной и достоверной информации.

— Какова эффективность составляющихся сегодня прогнозов погоды для экономики страны?

— 40 процентов ВВП Беларуси — погодозависимы. А значит, польза от нашей работы велика. По данным Всемирного банка, 1 у.е., вложенная в гидрометеослужбу, дает от 4,8 до 5,5 у.е. Использование прогнозов очень эффективно. Важно убедить руководителей предприятий и хозяйств пользоваться достоверной информацией, а не прогнозами непроверенных интернет-источников. Вот коллеги из МЧС нас понимают, потому что наша информация в том числе используется для безопасности граждан. Мы, к слову, хотим создать свой ситуационный центр наподобие их структуры, чтобы работать вместе и более оперативно.

— Существует ли на сегодняшний день проблема с кадрами в области прогнозирования и как складывается международное сотрудничество в гидрометеорологии?

— Мы прорабатывали вопрос сотрудничества с международным консорциумом «Cosmo», куда входят наиболее продвинутые по краткосрочному прогнозированию погоды страны. Но попасть туда непросто, поскольку речь идет о взносах, научной составляющей, а также наличии собственной школы синоптиков. Впрочем, некоторые шаги в этом направлении мы делаем. Так, для подготовки собственных синоптиков заключен договор с БГУ. До сих пор мы их готовили только в России. Студенты смогут проходить стажировки в лучших центрах мира, в частности, в службах Германии и Франции. Кроме того, в настоящий момент гидрометеорологическая служба Германии внесла выгодные нам предложения по внедрению самой современной программы для составления краткосрочных прогнозов погоды «Cosmo-7».

— Практически подготовлен проект Государственной программы мер по смягчению последствий изменения климата на 2013—2020 годы. Каких аспектов он коснется?

— На Департамент по гидрометеорологии возложен ряд задач. Помимо метеопрогнозов и мониторинга окружающей среды, очень большой объем работ связан с климатическими изменениями. Здесь основная цель — снижение выбросов парниковых газов. Но если взглянуть на проблему глубже, это общая цель, в том числе промышленного сектора экономики страны. Ведь сюда относятся проблемы энергосбережения, использования местных видов топлива, снижения выбросов предприятий и использования возобновляемых источников энергии.

По поводу новой программы могу сказать так: может быть, кто-то считает, что она будет не столь объемной, как прежняя, но есть требования Минэкономики, согласно которым мы вынесли за пределы документа государственные программы других ведомств. Основные направления программы — ветроэнергетика, научно-образовательная составляющая, а также меры по адаптации к изменению климата сельскохозяйственного и лесного секторов экономики. Программа рассчитана на 2013—2020 годы. В документе также предусматриваются количественные показатели по снижению выбросов парниковых газов по основным отраслям национальной экономики.

— Это как-то связано с 18-й сессией Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая прошла в декабре минувшего года в Катаре и где прозвучала какая-то определенность в части количественных обязательств по сокращению выбросов СО2, которые взяли на себя стороны, или это последовательная работа в рамках страны?

— Это никак не связано с конференцией в Дохе, это государственная политика, в основе которой низкоуглеродное развитие: наименьшая зависимость от углеродного сырья, снижение выбросов СО2. Мы идем тем путем, которым должна идти каждая цивилизованная страна. К 2020 году в сравнении с 1990 годом прошлого века мы планируем сокращение выбросов в промышленной сфере не менее чем на 10 процентов.

Что касается событий в Дохе, наша экономика получила хороший посыл благодаря возможности финансирования из Зеленого фонда и технологиям, направленным на сокращение выбросов СО2. Это одно из главных наших достижений на конференции.

Остальные моменты можно назвать скорее удручающими. В частности, было принято решение об обнулении свободных углеводородных квот, ими больше торговать нельзя. Второе новшество касалось того, что наша страна во втором этапе Киотского протокола не должна превышать средневзвешенные выбросы за 2008—2010 годы. Насколько это реально? Ведь наша страна и экономика интенсивно развиваются, а это подразумевает незначительное увеличение выбросов СО2. Мы после недавно проведенных консультаций с Россией, Украиной будем предлагать нашим национальным государственным органам управления выносить решения исключительно в интересах нашего государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter