Поясницу ломит, руки отваливаются: наш корреспондент на день стал дорожным рабочим

Низко кланяясь дороге

Масштабные работы по ремонту дорожного покрытия проводятся по всей стране. Это очень важно, ведь хорошие дороги — залог безопасности людей, сохранности машин и грузов, которые они перевозят. Времени не так уж много: Глава государства поручил максимально восстановить все дороги в республике к 9 мая. Наш корреспондент решил присоединиться к людям в оранжевых комбинезонах, которые чинят асфальт, чтобы на своем опыте узнать, что это за профессия и какие в ней бывают нюансы и сложности.


Ранние пташки

Свежеиспеченный «дорожник» подкатил к административному зданию ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» на такси. Все потому, что рабочий день здесь начинается в семь утра. Это значит, выбираться из уютной постели надо было самое позднее в шесть, и вот с этим возникла проблема.

Зевая и протирая сонные глаза, попадаю внезапно в эпицентр бурной деятельности. Бригады рабочих, получив задание, бодро рассаживаются по служебным машинам, руководители обсуждают задачи по телефону. Даже охранник на КПП не остается в стороне и внимательно изучает документы незнакомых посетителей.



Первая должность корреспондента на дорожном поприще — асфальтобетонщик второго разряда. На этом этапе моим основным и единственным рабочим инструментом может быть только лопата. Прослушали инструктаж о правилах безо­пасности, получили служебную форму и вместе с бригадой рабочих, состоящей из четырех человек, отправились чинить дороги.

Мастер ремонтных работ Сергей Одиноченко подробнее рассказал о начале рабочего дня:
— У ремонтной бригады он начинается в семь утра. Сейчас мы работаем во дворах и на улицах Минска и «убираем» ямы на дорогах, которые могут доставлять неудобства жителям столицы. Поэтому, если увидели на дороге яму или трещину, не стесняйтесь сообщать в соответствующие службы. Эту неприятность обязательно исправят.

Игра в карты

Приехали на улицу Харьковскую, где возле местного гастронома на дороге образовались выбоины, которые не остались незамеченными.

Весь процесс работы нам по полочкам разложил асфальтобетонщик Сергей Лубневский:

— Сначала на месте повреждения асфальта мы швонарезчиком вырезаем отверстие, которое на профессиональном языке называется «карта». Чем больше повреждение, тем, соответственно, больше и площадь «карты». Обычно вырезание занимает 3 — 4 минуты. Потом отбойными молотками выбиваем весь асфальт на «карте». Это уже тяжелее: иногда асфальт настолько прочный, что его приходится долбить долго, чтобы весь убрать. Но, как правило, на это уходит минут 5 — 7. Уже после очистки всех поврежденных участков вызываем машину с асфальтобетоном и заливаем им «карты».



В результате несложных расчетов выясняем, что на заделку только одной ямы уходит от 30 минут до часа. А таких повреждений на одном участке асфальта может быть много.

— На этой неделе мы с ребятами 30 тонн асфальта использовали для ремонта выбоин, — продолжает Сергей. — И это еще немного. Бывало, все 100 тонн приходилось осваивать. Когда в таком темпе работаешь 5 — 6 дней подряд, то даже после ночного сна остаешься уставшим. Пока не расходишься — все болит.

Настоящий дорожный рабочий должен уметь пользоваться и швонарезчиком, и отбойным молотком. Интересное, но тяжелое занятие! Буквально пять минут работы — и на руках, привыкших разве что к смартфону да клавиатуре, выскакивают мозоли-водянки.



— Это еще вам повезло с погодой! — заметил мой усталый вид бригадир Сергей Ларионов. Самая тяжелая рабочая пора — лето. Вот когда весь день находишься на палящем солнце, да еще возле горячего асфальта, тогда и чувствуешь всю тяжесть этого дела.

Тяжелый опыт

А действительно! Бывало, бежишь по своим делам в 30‑градусную жару, изнывая от духоты и солнца, а потом видишь на дороге рабочих в полном обмундировании — и оказывается, тебе не так уж и жарко.

— На дороге я работаю с 2004 года, уже 20 лет, — улыбается бригадир. — Привык и к зною, и к холоду. Работа уже не в тягость, даже в самые насыщенные дни. У нас очень хороший коллектив, со всеми парнями прекрасно общаемся, несмотря на разницу в возрасте.



Интересно, а какое самое необычное повреждение асфальта доводилось видеть опытному специалисту?

Каких-то невероятных трещин или ям не было. Случалось, асфальт проваливался прямо на улицах, но это все исправлялось за полдня-день. А сейчас уже нет такого, что могло бы удивить, — Сергей остужает пыл охочего до необычных ситуаций журналиста.

Швонарезчик, отбойный молоток, выбирание из «карты» обломков асфальта… В такой последовательности работа повторяется возле каждой выбоины. Пот заливает глаза, в такт отбойному молотку начинают трястись намозоленные руки, поясница выражает свое недовольство постоянными поклонами дороге. Клянусь, никогда больше я не стану жаловаться на людей в оранжевых жилетах, которые перекрыли участок проезжей части или разбудили меня грохотом отбойного молотка!


Небольшая передышка наступает, пока мы ожидаем машину с асфальтобетоном. Зато потом приходится очень шустро махать лопатой, разравнивая его. Стыдно признаться, но я с нетерпением жду окончания дня. А ведь дорожные рабочие так трудятся изо дня в день, иногда и шесть раз в неделю. И все это — для наших с вами комфортных и безопасных поездок.

Минтранс сообщает:

— С начала этого года на республиканских автомобильных дорогах в Брестской области устранено более 37 170 квадратных метров ямочности, в Витебской – 48 970, в Гомельской – 69 630, в Гродненской – 6320, в Могилевской – 27 520 и в Минской области устранено 42 540 квадратных метров ямочности.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter