Низкий вам пакон

Есть в сети один особенно симпатичный мне мем: пакон...

Есть в сети один особенно симпатичный мне мем: пакон.


Нет–нет, не листайте словари, сие явление до сих пор известно не было, эта химера родилась стараниями блоггера, который написал в своем демотиваторе (это такие забавные плакатики) следующее: «Из пакон веков живопись становится всё совершенней».


Словечко-мутант «пакон» продвинутым пользователям очень понравилось, став еще одним символом неграмотности интернет-поколения, как Донки-Хот. Его материализовали, придумав облик: гибрид совы и кошки. Грустный зеленый взгляд пакона проникает в самое сердце ревнителей здравого смысла. В многочисленных фотожабах пакон появляется в кадре с известными деятелями политики и шоу-бизнеса, становится героем картины Саврасова «Паконы прилетели» и фразочек типа «Вор в паконе», «Ты паконик»...


Собственно говоря, интернет — это и есть место мутаций, огромная площадка глобального Мичурина, который, согласно анекдоту, убился, с клубники упав. Здесь все меняется, как в кривом зеркале, маленькие в одно мгновение становятся Гулливерами, великие умаляются до стебной картинки, возникают поручики Киже и кучкуются Сальери...


Только для ленивых


Когда–то в сети появились мотиваторы — позитивные плакатики, придуманные для того, чтобы поднимать настроение и повышать работоспособность «офисному планктону». Котики, собачки, божьи коровки, цветы, детки, лозунги типа «Сделай первый шаг!», «Раскрась день в свои цвета!». Тут же в ответ мотиваторам возник поток демотиваторов, издевательских картинок. Здесь и «безысходники», черно–белые изображения, на которых Винни–Пух вопрошает у Пятачка: «Куда идем? Зачем? Ведь в жизни смысла нет!», на плакате с двумя птахами, у одной из которых в клювике жирный червяк, надпись: «Сделай позже. Раннюю букашку съедает пташка», на фотографии с медведем, который заглатывает выпрыгнувшего из водопада лосося, — «Амбиции. Дорога в тысячу миль иногда кончается очень, очень плохо».


Сетература, то есть литература, возникающая в сети, тоже имеет свои особенности, налагаемые стилем блогов и форумов. Когда мы говорили о литературе нон–фикшн, то есть невыдуманной, различали в ней ту, которая писалась для читателя, и ту, которая творилась для себя. Сегодня же в блогах синтезировались и дневниковость, интимность — и игра на публику. Все чаще появляются книги, созданные на основе записей в блогах, упомяну хотя бы издания Адама Глобуса и Евгения Гришковца.


Сегодня только ленивый не ведет в интернете публичный дневник. Что ж, в XVIII веке тоже практиковалась жизнь для салонов, когда письма писались в расчете, что будут прочитаны публично, поступки оценивались в зависимости от того, что о них можно рассказать, и циничный анекдот ценился куда дороже, чем трогательная добрая история. Известна такая личность, как Ривароль, который за всю жизнь не написал ни строчки, но остроумными светскими беседами вошел в историю и стал частью французской литературы.


Не важно что, важно кто


Впрочем, были эпохи, когда в моду входили, наоборот, сентиментальность и восторженность или ценились деловые Штольцы и Базаровы. Нет одинаковых времен, а в одном времени нет единодушия. Сегодня, составляя книги из своих блоггерских записей, авторы тоже руководствуются противоположными намерениями. Одни стремятся задеть как можно больше людей и тем привлечь внимание к тексту, придать ему живость, динамичность и пикантную опасность, вплоть до скандальности, другие — наоборот, выбирают чистую лирику–философию. Любопытно, что и один и другой подход могут дать интересный результат, — все, как водится, зависит от таланта автора.


А еще — от его личности. Согласитесь, если вы знаете, что автор дневниковых записей — Эйнштейн или Набоков, а не безымянный инженер электросетей, вы воспримете текст совсем по–другому и даже в невыразительных бытовых заметках вычитаете между строк множество тайн и откровений.


И вот еще что... Считается, что ценность подобных изданий — в неискаженной правдивости. Но доказано: факты превосходят в своей изощренности всякий вымысел и литератор, используя шокирующий факт, рискует, что его обвинят в неправдоподобии.


Не путем, а все же дорогою


Литературе необходим «магический кристалл»... Память — понятие очень условное, об одном и том же событии разные свидетели совершенно искренне рассказывают разные истории. Мышление человека мифологично, нам всегда нужна будет сказка, легенда. Уже сегодня есть такие понятия, как «городская мифология», «современный фольклор». И часть этого фольклора рождается в интернете! Возможно, дети будущих поколений вырастут на сказках, где героями станут упоротый лис и пакон...


Блоггеры тоже люди. Одни тщательно пишут свой парадный портрет, другие используют кресло перед монитором как кушетку психотерапевта... Слышала мнение одного писателя, что до конца раскрываться литератору никогда нельзя. Есть вещи, которые не предназначены для чужих глаз, пройдут века, но эта грань останется. Каждый имеет свою «священную пасеку», куда приносят мед пчелы–мысли, и недопустимо, чтобы туда пришли с дымом чужие люди.


Во времена запретов казалось, что самое интересное — предельная откровенность. И вот, пожалуйста, — автор может не только виртуально обнажиться, но и вывернуться наизнанку... В социальной сети ВКонтакте есть проект «Подслушано» — «Анонимные секреты людей», где признаются в странных пристрастиях и привычках. Проект пользуется огромной популярностью, но это не литература. А в литературе шедевры рождаются и от вымысла, и от жизненной правды... Сегодня бум и на фэнтези, и на исповеди.


Да, интернет изменил ментальность людей, но он не зло и не добро, как сама по себе не зло и не добро книга, — все зависит от содержания и использования.


Как–то один из пользователей сформулировал 13 правил интернета, среди которых: «Это интернет, тут могут послать на...», «Выбор есть. Не нравится — не читай», «Будь готов, что все, что ты написал в интернете, может стать достоянием общественности. И не жалуйся, если станет».


Период врастания сети в массовое сознание оставит свой след в литературе. Но она все равно останется собой, потому что, чтобы превратить криминальную хронику в роман «Преступление и наказание», нужен не компьютер, а Достоевский.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter