Низкие цены рынка труда

Требуются рабочие места и... рабочие руки
Требуются рабочие места и... рабочие руки

...Около сельского магазинчика с самого утра собралась компания парней, нетерпеливо поглядывавших на часы. Не успела продавец открыть дверь и встать за прилавок, как, расталкивая старушек, приятели выстроились в очередь за дешевым вином. «Зачем, хлопцы, пьете?» — сокрушались односельчанки. «А что еще делать, если ни в деревне, ни в райцентре работы не найти», — оправдывались праздные хлопцы. На двери торговой точки вторую неделю висело объявление: «Требуется грузчик, зарплата 160 тысяч рублей».

В глубинке, где и промышленность не особо развита, и сфера услуг не в почете, и бизнес пока не особо прижился, приличное рабочее место найти сложно. Возьмем, к примеру, Глуск: маленький городской поселок, население — неполных 8 тысяч, на весь район не наберется и 19 тысяч жителей.

На учете в центре занятости состоят 120 безработных, в основном женщины. При этом каждый номер местной районки пестрит объявлениями «Требуются...». В организациях не хватает каменщиков, сварщиков, плотников, столяров. Но такие специалисты везде нарасхват и, понятно, они на учет не становятся.

Безработных мужчин в Глусском районе мало. Всего лишь 19. Зато каких! Большинство — неквалифицированные, с вредными привычками, при упоминании некоторых фамилий у сотрудников любого здешнего учреждения начинается нервный смех.

Всего в районе 91 вакансия, из них 75 — по рабочим специальностям. Предприятиям требуется много «подсобников», но больше 200 тысяч рублей в месяц им не предлагают. А ведь народ местный — скажем так, «избалованный», леса здесь грибные и ягодные. Летом и осенью можно собрать и сдать заготовителям столько дикорастущей продукции, что вырученных денег до следующего сезона хватит.

Смехотворные заработки предлагаются не только неквалифицированным рабочим, но и ценным специалистам. К примеру, СПК «Колхоз «Заря» хочет заполучить главного агронома с окладом чуть больше тех же 200 тысяч рублей и инженера–механика, которому собираются платить 234 тысячи в месяц. Работодателей не смущает, что даже уборщицы в райцентре получают по 270 тысяч.

После введения в эксплуатацию нового медкорпуса в детском оздоровительном центре в деревне Городок понадобятся врачи на полставки, диетолог и физиотерапевт с зарплатами 187.855 и 147.875 рублей соответственно. При этом никакого жилья рядом с работой не предоставляют, значит, нужно ездить из Глуска за 20 километров, тратя на разъезды время и деньги.

— Да, все упирается в невысокие заработки, — не скрывает директор районного центра занятости Антонина Лаврова. — Мы постоянно направляем «подсобников» в строительные организации, оттуда многих гонят за пьянки. Так и курсируют они между «Жилкомхозом», «Ремстроем» и «ПМК–249». Со специалистами еще сложнее.

В Глусском райпо тоже не хватает людей — товароведов, буфетчиков, официантов, заготовителей, продавцов.

— Сегодня нам требуется минимум 25 человек, — обеспокоена инструктор райпо по кадрам Татьяна Дещеня. — Из деревни молодежь бежит в города, заставить девчат работать продавцами за 150 — 200 тысяч невозможно.

В автоколонне N 3 Глусского райпо — та же ситуация.

— Нужны токарь, водители, механизаторы, трактористы, — перечисляет инженер по технике безопасности Анатолий Синькевич. — Основная причина нехватки рабочих рук, как и везде, — низкая зарплата. У водителя, скажем, 350 тысяч рублей. Это — максимум.

Сам инженер по технике безопасности недавно «дорос» до зарплаты 400 тысяч рублей, а еще три месяца назад получал 240.

Не все ясно и с женской безработицей. Считается, что возникла она после банкротства плодоовощного завода, когда 70 сотрудниц, производивших крахмал, соусы, томатную пасту и кисель, остались не у дел. Скоро в городском поселке откроется совместное общество с ограниченной ответственностью «Глусское», которое займется глубокой заморозкой грибов–ягод, и тогда большинство потерявших работу смогут трудоустроиться.

Только и сегодня найти работу можно. В районном центре занятости меня уверяли, что соискательницы не капризны. Тогда почему в райпо не могут найти тех же продавцов, товароведов и буфетчиц? Возможно, из поселка неудобно ездить в сельскую местность. Но в школах райцентра не хватает поваров, зато три «кулинарки» ездят ежедневно из Глуска в оздоровительный центр за 20 километров. Об этом мне рассказала заместитель председателя райисполкома Людмила Клыга.

Вроде бы количество вакансий в районе более или менее соответствует числу незанятых, а «свести арифметику» не получается.

Начальник отдела рынка труда и профессионального обучения службы занятости Могилевского облисполкома Любовь Свириденко прокомментировала ситуацию в Глуске так: «К сожалению, это общая проблема для малых городов. Число безработных превышает число рабочих мест, вакансии не соответствуют образованию и квалификации соискателей, часто людей не устраивают место расположения предприятий и оплата труда. На Могилевщине самый большой «коэффициент напряженности» — в Шкловском и Осиповичском районах, есть проблемы в Краснопольском и Хотимском. Невысокими зарплатами «славятся» Чериковский и Дрибинский районы. К примеру, в Чериковском — всего 78 вакансий, из них 14 — с зарплатами ниже минимальной, 156.900 рублей, а общее число вакансий с зарплатой ниже 200 тысяч — 74. Только на четырех предлагаемых рабочих местах обещают платить до 300 тысяч».

Выход? Создавать рабочие места, повышать зарплаты. Но это не «рецепт» — уверена, все это хорошо известно и без моего совета...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter