Низкие истины

Исподлобья
Наисвежайший продукт родного «Беларусьфильма» — картина «Я помню» (премьера которой состоится сегодня в столичном Доме кино) — понравится, уверена, многим. Если, конечно, зрителей не отпугнут «никакое» название нового фильма, «датский» повод (картина посвящена 20–летию чернобыльской трагедии) и сюжет, добросовестно пересказанный отечественными СМИ еще в процессе съемок. Признаюсь, личный и творческий кризис художника на зловещем радиационном фоне, положенный в основу сценария, уже заранее напрягал и меня. Но, отбросив в сторону предубеждение, я все же заставила себя прийти на киностудию на традиционный предпремьерный показ.

Так вот, все оказалось гораздо интереснее. В действительности сюжет этой мелодрамы настолько закручен, что может показаться даже нелепым (но воздержусь от подробного пересказа событий, дабы окончательно не испортить вам предвкушения встречи с отечественным киноискусством). Если бы не юная актриса Юлия Кадушкевич, которой, к слову, еще предстоит получить диплом Белорусской академии искусств. Партнеры у нее, конечно, звездные — Анатолий Кот, Анжела Кораблева, Ольга Фадеева, Владимир Гостюхин... Но у Юли в «Я помню», по сути, главная роль, а «предлагаемые обстоятельства» местами так неправдоподобны и притянуты за уши, что испортить фильм она могла бы единственным взмахом ресниц. Здесь мало быть натуральной блондинкой ангельской внешности с интригующим, неожиданно низким голосом, чтобы заставить поверить во все, происходящее на экране, — но ей это удалось. В целом кино хорошее, внятное, местами сентиментальное, местами забавное, опять же — о любви и с вполне таким голливудским хеппи–эндом, когда счастье гарантируется всем без исключения участникам драматического процесса.

Кстати, о Голливуде. На днях наконец объявили номинантов на «Золотой глобус» — главную награду членов Ассоциации иностранных журналистов, которая считается генеральной репетицией «Оскара». Сложилась ситуация, не имевшая прецедентов в истории развития американского кинопроцесса — вероятно, журналисты, аккредитованные в Голливуде, сами удивились, увидев собственные списки, провозглашающие торжество ценностей независимого кинематографа в сочетании с тощим кошельком. Похоже, спецэффекты больше не в моде — все номинанты на «Золотой глобус» отличаются непристойно мизерными для Голливуда бюджетами и склонностью героев картин к самокопанию. Если считать «Оскара» одним из законодателей тенденций в мировом кинематографе (а лауреатов главной американской кинопремии «Золотой глобус» «угадывает» обычно довольно точно), перспектива вырисовывается любопытная...

«Хорошим тоном» у американских (и не только) кинематографистов теперь считается снимать малобюджетное кино о проблемах нетрадиционной любви. Главным претендентом на «Золотой глобус» называют фильм «Сломанная гора» Энга Ли («Крадущийся тигр, затаившийся дракон») о двух геях–пастухах, уже получивший «Золотого льва» в Венеции. О нелегкой судьбе всевозможных трансвеститов, лесбиянок и педофилов повествует едва ли не половина картин, номинированных на «Глобус». Впрочем, и в Каннах, и на Берлинском кинофестивале подобные аномальные личности уже несколько лет подряд вызывают красноречивое сочувствие. В связи с чем смею предположить, что это нетрадиционное кино в процессе столь частой эксплуатации в конце концов станет обыденным, и рано или поздно мировой кинематограф просто обязан вспомнить о банальных отношениях мужчин и женщин, «скучных» семейных ценностях в противовес набившим оскомину «низким истинам». Вот тогда–то у белорусского кино, консервативно сохраняющего верность традиционному едва ли не со дня своего основания, появится шанс попасть в мейнстрим. Нужно всего лишь подождать несколько лет. А за это время научиться давать достойные названия будущим фильмам и грамотно их раскручивать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter