Ниже плинтуса.

Люблю хороший анекдот, добрую, а иногда и злую шутку, но абсолютно не приемлю пошлости. В любом виде.

Люблю хороший анекдот, добрую, а иногда и злую шутку, но абсолютно не приемлю пошлости. В любом виде. И ту, что льется из уст диджеев эфэмовских радиостанций. И в бесконечных сериях телемыла, и в расплодившихся, похожих одно на другое, телешоу. Но с массмедиа легко: не читай и не включай. А что делать с театром? Неужели просто не ходить? А как же сопереживание, проживание вместе с актерами целых жизней? Как с работой души, наконец? Которую театр, по своему предназначению и в отличие от прочих зрелищ, в новейшей истории человечества всегда возвышал.
В один из жарких летних дней мне не повезло вместе с приятельницей из провинции попасть на спектакль купаловского театра “Выкраданне Еўропы”. Намеренно не привожу вторую часть названия этого спектакля, ибо не хочу, чтобы в контексте пошлости упоминалось имя Франтишки Уршули Радзивилл — женщины тонкой и образованной, давшей Беларуси первый театр, занимавшейся литературой, радевшей о библиотеке и типографии, обустройстве Несвижа, о духовном и культурном развитии не только своей семьи. А какая музыка звучала под сводами Несвижского замка! Национальный академический концертный оркестр Беларуси под управлением маэстро Финберга вот уже 16 лет возрождает музыкальную историю этих мест на своих праздниках искусств “Музы Нясвіжа”. Какой высокой духовности концерты исполняются в этом нынче провинциальном городе! Целое поколение детей выросло на лучших примерах камерной музыки, в том числе и ХVIII века, века Уршули Радзивилл.
На этот спектакль детей вообще водить нельзя. Ибо “генитальный юмор” и многим взрослым не по зубам. Впрочем, будем объективными: в тот день зал был почти полон, и публика довольно искренне аплодировала. Что ж, актеры старались, деньги на костюмы и декорации, очевидно, были потрачены немалые, и главреж, обещавший ставить коммерческие спектакли, свою задачу выполнил. Это ведь в науке важно, прав ты или не прав, а в искусстве — услышали тебя или нет. Тут публика в основной своей массе уходила в полной уверенности, что сие действо и есть норма — весело, резво, остренько. Только таким ли примером и таким ли мерилом всегда был белорусский театр? И еще вопрос по поводу нормы: если снижать к ней требования до уровня плинтуса, то все ниже будет уровень самой нормы, а дальше, следуя логике, нормой станут пошлость, безвкусие, бесталанность?..
Во времена, когда только набирала темп реставрация другого радзивилловского замка — Мирского, сподобилась я побывать там на одной научной конференции. В перерыве примостилась на скамейке в одной из открытых галерей замка, чтобы упорядочить свои заметки. Отвлек смех знакомого исследователя: дескать, ну и место для работы вы, барышня, выбрали — это же бывший сортир. Ниши — как кабинки, прямо в полу были дыры... С этой стороны замка враги не решились бы штурмовать его стену... Ну, чем не сюжет для коммерческого спектакля и на потребу низким вкусам?! Дарю, дерзайте, господа!
А вы давно были в театре всей семьей?
Встречаемся по субботам.
Поговорим!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter