Почему у нас шьют одежду из импортного льна, если есть свой

Ниточка не должна оборваться

Пока концерн «Беллегпром» работает над джинсами из льна, покупатели прицениваются в магазинах к льняным платьям и пиджакам под маркой Made in Belarus, пошитым явно из импортного сырья. И придраться вроде бы не к чему: льнокомбинаты давно способны удовлетворить любые потребительские запросы. Только вот большая часть сырья, которое поставляют переработчики, годится на скатерти, полотенца да верхнюю одежду. Вряд ли из нашей тресты в обозримом будущем удастся получить тончайший батист. Корреспондент «Р» разбиралась в тонкостях льноволокна и выясняла, нужно ли увеличивать посевные площади под красивую культуру.

Тончайшую пряжу производители чаще всего выпускают из завозного сырья.

Лен иногда называют северным шелком. Сравнение поэтичное, что и говорить. Но есть один нюанс: наш лен хоть и красиво цветет на полях, но пока еще не так хорош, как европейский. Климат и земля в Европе позволяют местным производителям удерживать 70% мирового рынка льна и выпускать продукт высочайшего качества. Сейчас наши льнокомбинаты застыли в ожидании: от того, каким будет сырье, зависит очень многое. Уборка этой капризной, а лучше сказать, нежной культуры идет полным ходом, и момент истины наступит уже через месяц-полтора.

— Лен — это душа и глаза белорусского народа. Вы видели, как он цветет? — директор Института льна Иван Голуб настроен лирически. Впрочем, за лирикой скрываются и цифры. Биологическая урожайность культуры в этом году чуть выше, чем в прошлом, — 10 — 11 центнеров с гектара. Самая главная задача — вовремя закончить уборку: из-за погоды ее начали на две недели позже. А холодная весна привела к тому, что аграриям пришлось применять различные методы для ускорения созревания льна.

Интересуюсь у Ивана Антоновича, нужно ли увеличивать посевные площади под лен. Ведь когда-то в стране его выращивали на 250 тысячах гектаров.

— Но тогда ведь и урожайность была 3 центнера с гектара, — парирует собеседник. — Полагаю, с реконструкцией Оршанского льнокомбината можно было бы увеличить площадь с нынешних 46 тысяч гектаров хотя бы до 60 тысяч. На комбинате требуют волокно высокого качества — толщиной не ниже номера 11. А будет больше посевов и тресты — будет лучше выбор.

Чем выше расщепленность волокна, тем тоньше получится льняное полотно.

Если льнокомбинаты не устраивает грубое волокно, в Институте льна его предлагают экспортировать. Например, в Китай, где забирают все подряд. «Р» обратилась за комментарием на крупнейший льнозавод страны. По словам замдиректора по качеству и сырью Оршанского льнокомбината Натальи Вилюгиной, в целом наше сырье ничем не хуже импортного. Однако льноволокна нужного номера переработчики получают крайне мало. А это дело технологий выращивания:

— Я бы не сказала, что наше сырье хуже завозного. Сейчас вот Пружанский льнозавод привез волокно нового урожая: оно ничем не уступает зарубежному. Проблема в том, что такого волокна у нас просто не хватает. Ведь мы прежде всего смотрим на длину, расщепленность и разрывную нагрузку. Чем выше такой показатель, как расщепленность, тем тоньше получается пряжа. Да, стандарты сейчас ужесточаются, потому что все требуют качества. А сельхозпроизводителям хотелось бы вернуться к стандарту сорокалетней давности.

По словам собеседницы, одни льнозаводы в состоянии произвести качественное сырье, другие же делают ставку исключительно на объем и на экспорт. Впрочем, Наталья Вилюгина в корне не согласна с тем, что в тот же Китай можно продавать все подряд: тамошние производители тоже хотят получать льноволокно высокого качества. Что касается увеличения посевных площадей для того, чтобы обеспечить модернизированный комбинат, эта мера не будет эффективной. На оршанском предприятии уверены: если льнозаводы будут придерживаться доведенных нормативов по тресте, пятьдесят тысяч гектаров под посев льна хватит не только для внутренних нужд, но и для обеспечения экспорта. Роль посевных площадей здесь не так велика, все дело в урожайности льна. Если у лучших производителей страны она держится на уровне 30—35 центнеров с гектара, то в Европе этот показатель составляет 65—70 центнеров с гектара. В результате около 70% тканей (более тонких) получают из длинного волокна, в то время как у нас эта доля не превышает и одной трети. На наши же комбинаты поступает в большей массе волокно низких номеров, из которого можно произвести не самый конкурентоспособный продукт, да и тот для внутреннего рынка.

Получается, большая часть бело-русского волокна идет на скатерти, полотенца, верхнюю одежду, предметы мебели. Шить тонкие рубашки, легкие платья или приятное нежесткое постельное белье можно и из нашего сырья, но его катастрофически не хватает. И пока аграрии любуются красотой нашего льна, производители вынуждены закупать импортное сырье.

Полина КОНОГА

konoga@sb.by

Бег па тонкім ільне

Вынікі мадэрнізацыі: ці змогуць гаспадаркі забяспечваць ільнокамбінаты сыравінай высокай якасці?

На мінулым тыдні Прэзідэнт наведваў Брэсцкую вобласць і падчас гэтага візіту пахваліў касцюм намесніка Прэм'ер-міністра Міхаіла Русага. Дзень быў вельмі гарачы, размова ішла пра неабходнасць захавання льняной галіны, і Аляксандр Лукашэнка выказаў здагадку, што касцюм выраблены з добрай тканіны, якая мае ў складзе лён. Невядома, ці насамрэч тое адзенне было льняное, аднак Міхаіл Русы запэўніў, што касцюм нашага пашыву — гомельскага «Камінтэрна». А таму карэспандэнт «Р» вырашыў праверыць, чыёй вытворчасці льняныя касцюмы могуць знайсці нашы мужчыны і колькі ўвогуле яны каштуюць.

Знайсці нядрэнны льняны касцюм не праблема.
У першую чаргу я наведаў ЦУМ. Прадаўшчыца з мужчынскага аддзела павяла мяне за сабою ў дальні куток, дзе патрэбнае мне адзенне было кампактна сабрана разам. Праўда, насамрэч касцюм-двойка (пінжак і штаны) быў толькі адзін. Астатняе — асобна пінжакі і асобна штаны. Мне не падалося гэта трагедыяй — заўсёды можна падабрать адно да аднаго, калі табе неабходна.

Таму я адразу пачаў вывучаць цэннікі. Гэты адзіны светла-шэры касцюм выглядае вельмі прывабна і каштуе значна менш за 200 долараў: пінжак са 100-працэнтнага льну — 143,82 рубля, штаны — 77,83 рубля. Усяго атрымліваецца 221,65 рубля, ці 113 долараў. І гэта таксама вытворчасці «Камінтэрна».

Падобны шэранькі пінжак, які вісіць побач, прыехаў да нас з Расіі. Вытворца – ТАА «Інтэрстыль Плюс». Каштуе ён на 40 рублёў менш – 103,64 рубля.

Далей зноў беларускі, з Навагрудка (ТАА «Вікторыя-Лара»). Толькі тут крышку іншы склад – 70% бавоўны і 30% лёну, што таксама нядрэнна для гарачага лета. Вось толькі ён значна даражэйшы – 162,96 рубля.

З таго ж Навагрудка, толькі ад іншага вытворцы (ААТ «БелКрэда»), можна ўзяць сабе менш класічны варыянт. Ярка-сіні пінжак абыдзецца ў 117,6 рубля.

Ёсць і яшчэ больш танныя варыянты. Два вытворцы з Віцебска (ЗАТ «КіС» і ААТ «Сцяг індустрыялізацыі») прапануюць пінжакі за 52,38 рубля, 65,52 і 73,08 рубля.

А вось вісяць амаль аднолькавыя цёмна-сінія пінжакі ад «Сцяга індустрыялізацыі» і расійскага «Інтэрстыля Плюс» – 100,80 і 103,64 рубля адпаведна. Вялікай розніцы паміж коштам адзення нашай вытворцасці і расійскай няма.

Пры гэтым штаны да пінжакоў можна знайці ў тых жа колерах і з тых жа тканін. Каштаваць яны будуць ад 50 да 90 рублёў.

На мой погляд, знайсці што-небудзь на свой густ тут змогуць і аматары класічных крояў, і самыя эпатажныя моднікі. Вунь вісіць ярка-блакітны тонкі льняны пінжак са светла-карычневым замшавым каўняром. У такім толькі на Зыбіцкую ісці.

Аднак для чысціні эксперымента я наведаўся яшчэ ў некалькі папулярных сярод моладзі крам з адзеннем, дзе таксама паспрабаваў знайсці льняныя касцюмы. У адным з гандлёвых цэнтраў я зайшоў у магазін маркі Oodji. Прадавец зразумеў, што я шукаю, аднак папярэдзіў: ёсць толькі адна мадэль. Што ж рабіць, паглядзім хаця б адну.

Шкада, майго памеру не аказалася, і модны прыталены сіні пінжак на мне не сышоўся. На вешалцы ён выглядаў нядрэнна: лён вельмі тонкі, падкладкі няма. Можна падабраць такія ж штаны. Пінжак будзе каштаваць 79,99 рубля, а штаны — 39,99. Дарэчы, зразумець чыёй вытворчасці гэтае адзенне, было складана. На адной этыкетцы напісана, што выраблена ў Санкт-Пецярбургу, а на другой, што прышытая глыбока ўнутры, пазначана, быццам выраблена ў Кітаі.

Пасля няўдалай прымеркі прадавец вырашыў мне дапамагчы і сказаў, што ведае, дзе мне лепей пашукаць:

— Схадзіце ў ЦУМ, ГУМ. Там ільняных рэчаў больш. У нас яны не так часта бываюць. Летась адна мадэль была, сёлета таксама.

Я падзякаваў за прапанову, аднак засмуціўся, бо чакаў, што мне прапануюць нейкую іншую краму з таго ж гандлёвага цэнтра. У любым выпадку, я зайшоў яшчэ ў папулярныя DeFacto і LC Waikiki. Ні ў адной, ні ў другой краме льняных пінжакоў ці касцюмаў не было наогул.

Уладзіслаў КУЛЕЦКІ

kuletski@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter