Нить в дизайне судьбы

Известный в мире профессор химии из Беларуси в свободное время творит нитяные картиныСо снимка на самой видной, что напротив входа, стене рабочего кабинета доктора химических наук, профессора БГУ Геннадия Браницкого дружелюбно улыбается Фрэд Хейс — американский астронавт, облетевший Луну.

— Думаю, Ильф и Петров, с ветерком прокатившиеся в свое время по Америке, позавидовали бы путешествию, которое совершили мы с тремя коллегами, находясь в Штатах на стажировке, — улыбается хозяин кабинета. По склонности к аналогиям в собеседнике сразу оцениваешь и живость ума, и чувство юмора. — Это был период, когда отношения между нашими странами потеплели. Мы получили приглашения на научные конференции в Солт-Лейк-Сити и Хьюстон. Денег, чтобы добраться туда, конечно, не было. Выручили выпускники американского Северо-Западного университета, предо-ставившие машину. По ходу маршрута нас сердечно встречали не только в вузах, но и губернаторы штатов. На частной яхте мы выходили в океан, на самолете — поднимались в небо, гостили в семьях, в частности в доме известного всему миру астронавта...
— И сами, наверное, старались не ударить в грязь лицом. Было о чем рассказать зарубежной научной общественности и простым гражданам?
— А как же! Ведь мы представляли Белоруссию — союзную республику, которая тогда становилась страной большой химии, совершала — и это можно было сказать без всякой натяжки — громадный скачок. Все это случилось после того, как Никита Сергеевич Хрущев к известной ленинской формуле решительно добавил “...плюс химизация народного хозяйства”. Я и сегодня уверен: основной вклад в экономику любой цивилизованной страны вносит химия.
— А как же электроника?
— Она — тоже химия, ибо ей нужны материалы, методы их получения и очистки. А это — химический процесс. Атомная промышленность тоже на восемьдесят процентов основана на химии. К сожалению, у многих очень узкое, даже вульгарное представление о химии: будто это — взрывы, газ, какие-то жуткие запахи... Между тем химия, как и все естественные науки, дифференцирована на много составляющих: неорганическая, аналитическая, физическая, коллоидная, химия торфа, нефти, угля... И в человеческом мозге, как и во всем организме, постоянно идут химические реакции. Жизнь и есть химия, точнее — биохимические процессы.
— А на чем фокусировался научный интерес Браницкого?
— Мне много раз приходилось менять направление своих исследований: ведь то и дело “упираешься” в новые вопросы, требующие ответа. Например, определенное время мы, в БГУ, были очень увлечены разработками в области фотографической химии. Сегодня очень просто получить фото: сдал в проявку пленку и через пару часов получил отпечатки, а в случае с цифровым фото картинка возникает на экране сразу после нажатия кнопки. Вот многие и недоумевают: что уж там мудреного в фотографии? Но кроме всем известных любительских снимков, фотография — очень серьезный метод исследования в разных сферах — физике, геологии, медицине, астрономии, космонавтике, где свои условия и требования к чувствительности пленки, контрастности и цветопередаче изображения. То есть фотография — это огромный пласт знаний, и научных, и прикладных.
Представьте, в некоторых выпускаемых ранее в стране пленках содержание серебра доходило до двадцати пяти граммов на квадратный метр. Это же расточительство! (К слову, несмотря на создание электронных средств записи информации, и сегодня на эти цели в мире расходуется несколько тысяч тонн серебра в год.) Перед нами стояла задача уменьшить затраты серебра, не ухудшая качества изображения, упростить методы обработки пленок. С университетскими коллегами мы добились в этом невероятных успехов и даже создали фотографию, которой до того в мире не существовало. Научились на черно-белом материале, без красителей, получать многокрасочное изображение с условной цветопередачей. Рассказать об этих результатах и возможностях их использования меня приглашали в Японию, Индию, Германию, Бельгию и многие другие страны. Именно за эти и за параллельные исследования в области химии фотографических процессов, которые сейчас используются в электронной технике, американское общество науки изображения наградило меня медалью Косара — бесспорного авторитета в фотографической науке. Это единственная такая медаль в Беларуси, а в Советском Союзе их было всего три.
Да, химия — пламенная, но не единственная страсть Браницкого. Есть еще пленяющая его гармония цвета. О ней — сказ особый. Кроме “несущей” стены — с деловой информацией — в профессорском кабинете, как вы догадываетесь, еще три. Вот где отдых для глаза, простор воображению. Где Браницкий предстает совсем в ином качестве — автора картин, причем необычных. На первый взгляд четкостью линий они напоминают графику, но это не та, к которой мы привыкли, а нитяная графика. Изображение получается натяжением разноцветных шелковых нитей на декоративные гвозди. Этот пока мало известный у нас вид творчества называется ниточным дизайном.
Подобное Геннадий Алексеевич впервые увидел во время зарубежных командировок. В Лондоне, например, такие картины, выполненные профессионалами, выставляются в залах современного искусства. Браницкий не только мастерски овладел техникой ниточного дизайна, приобщил к этому увлекательному занятию внучку Александру, но и издал на собственные средства книги “Картины из ниток и гвоздей”, “Живые картины”. Как он сам говорит — азбуку, пользуясь которой овладеть этим рукоделием смогут в тихие семейные вечера все желающие.
Во время другой командировки, во Францию, в одном из книжных магазинов ему попала в руки книга Мэри Вуд о древневосточном искусстве темари — вышивания красочных узоров на шариках. Там же продавались и сами шарики. Геннадия Алексеевича особенно подкупило, что при этой технике изображение получается объемным. И опять захотелось попробовать сделать подобную прелесть самому. Теперь уже в коллекции оригинальных авторских работ добрая половина принадлежит внучке. В соавторстве они издали еще одну “азбуку” — “Вышивка волшебных узоров и картин на шариках”. Секреты искусства темари со схемами, узорами, описанием последовательности шагов, с заботой и уважением к начинающим. Остается только взять и сделать, а то, что получится, может стать атрибутом интерьера вашего дома, игрушкой для ребенка, елочным или женским украшением, талисманом, оберегом для друга...
— Знаете, печалит меня в наше время то, что куда ни придешь, разговоры в первую очередь о деньгах, — завершает нашу беседу Геннадий Алексеевич. — Сколько тех денег нужно-то? Всегда должен существовать принцип разумной достаточности: живем ведь не денег ради, а для того, чтобы остаться людьми, успев сделать что-то полезное для себя, для семьи, для других — для общества...

Несколько советов для читателей от Геннадия БРАНИЦКОГО:
— Многим кажется, что для изготовления картин в технике ниточного дизайна каждую ниточку необходимо по отдельности соединить с гвоздиками. На самом деле все значительно проще. Заранее придуманный сюжет можно выполнить за несколько часов. Но это после того, как будет выбрана доска, обтянута тканью и на нее будут набиты декоративные гвозди по эскизу рисунка, предварительно сделанного на бумаге. Далее все гвоздики непрерывно соединяются шелковой нитью выбранного цвета. На это, повторяю, уходит совсем немного времени. А если выбранный тон не понравился, нить можно снять, перемотать на катушку, заменив на нитку другого цвета.
Труднее всего изготовить первоначальный рисунок на бумаге. Но его можно взять из моей книги “Живые картины”, где дано подробное пояснение, как выполнить картину любого жанра из отдельных элементов, представляющих собой круги, эллипсы, квадраты и многоугольники.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter