«Коммунарка» ориентирована на сотрудничество со странами Персидского залива

Ниша в шоколаде

Вводимые Западом санкции в отношении Беларуси и России открывают новые возможности для развития и роста экономики

Нынешняя глобальная ситуация ведет к коренному переделу рынков сбыта. На брендовой «Коммунарке» это прекрасно понимают. Сегодня известная на весь мир наша фабрика ориентирована на сотрудничество со странами Персидского залива, а также на увеличение поставок в Юго-Восточную Азию.

Инициатива приветствуется

Директор СОАО «Коммунарка» Сергей Анюховский говорит, что сегодня открывается окно возможностей: некоторые производители ушли, их место занимают другие. На фабрике идет постоянный рост производства и прибыли: 



— Как бы банально это ни звучало, но главная ценность любого предприятия — люди. Особенно когда они молодые и инициативные, способные нестандартно мыслить и генерировать новые идеи, легко справляться с решением любых технических и производственных задач. Но для раскрытия потенциала важны атмосфера, царящая в коллективе, условия работы. Молодым специалистам у нас в этом смысле повезло, они в полной мере могут реализовать себя в выбранной профессии.

Сегодня на предприятии трудится более 1600 человек, средний возраст которых составляет 42 года, большинство — женщины. Недавно коллектив приветствовал букетами и подарками новых специалистов — более 60 выпускников учебных заведений пришли на работу в июне.

К слову, о сотрудниках здесь заботятся основательно: им оказывается материальная помощь при регистрации брака, рождении детей, молодым мамам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, дополнительно к обязательному государственному пособию выплачивается по две базовые величины. При необходимости предоставляются социальные отпуска с сохранением средней заработной платы. Молодые специалисты, принятые на работу по распределению, не имеющие собственной жилплощади и те, кто проживает на съемных квартирах, получают ежемесячное пособие (в размере 5 базовых величин). И это лишь часть тех льгот, которые предоставляются на фабрике. Все работники имеют полный соцпакет — больничный, матпомощь, подарки и премии к праздникам. Есть и дополнительные премии к коллективному договору. А выплаты производят всегда вовремя.


Обеспечивать продовольственную безопасность

Заместитель генерального директора по производству Николай Комаев работает на этом предприятии больше 35 лет. Говорит, что за это время было всякое: и разные формы собственности, и разные объемы производства, и разные формы обеспечения сырьем, продаж. Начиная с 2012 года предприятие прошло сложный этап модернизации, которая позволила не только увеличить объемы производства, но и обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, ориентированной прежде всего на ­импортозамещение. Увеличена и выручка на одного занятого работника:



— У нас в ассортименте более 300 наименований кондитерских изделий. За прошлый год мы впервые в истории фабрики достигли объема производства 30 тысяч тонн. Гордимся этим и планируем в нынешнем году выпустить 32 тысячи тонн продукции. ­Поскольку мы являемся государственным предприятием, наша задача — обеспечить вкупе с другими продовольственную безопасность в ­стране.

На фабрике строго следят за качеством продукции. Если получаемое сырье не соответствует нашим ГОСТам, его отправляют обратно, а платит за ошибку сам поставщик. Николай Васильевич говорит, что на фабрику белорусские производители поставляют сахар, патоку, молочные продукты. С ними проблем не возникает. А как же с импортом?

— Несмотря на нынешние условия, зарубежный бизнес с нами работает, контракты заключены, условия выполняются, — отмечает Николай Комаев. — Немного изменилась логистическая цепочка. Она усложнилась. Но наши специалисты нашли выход, и теперь мы просто работаем в новых условиях. Однако коллектив этого не ощутил.


Слова руководителя подтверждает и изготовитель шоколада Инна Дятлова:

— Зарплата и условия труда не изменились, они у нас хорошие. В начале мая ходили в отпуск на две недели с выплатой материальной помощи, а в остальном все по-прежнему. Запланированный объем производства выполняем качественно и в срок.

Производитель лакомств продолжает баловать покупателей. И хотя примерно каждая третья проданная в стране плитка шоколада — с логотипом «Коммунарки», здесь не останавливаются на достигнутом и продолжают производить новые продукты. Предприятие постоянно следит за трендами как на ­внутреннем, так и на внешних рынках и всегда быстро реагирует на изменения, обновляет ассортимент. Ежегодно фабрика выпускает около 20 новинок.



В ТЕМУ

В прошлом году СОАО «Ком­мунарка» поставило свою продукцию в 25 стран. И сегодня белорусские сладости едут в Россию, КНР, США, Израиль, Армению, Азербайджан, Болгарию, Германию, Грузию, Казахстан, Латвию, Молдову, Монголию, Узбекистан. Поставки на экспорт постоянно увеличиваются. Например, продажа шоколада в 2021 году по сравнению с ­2020-м выросла в 11 раз. 

КСТАТИ

Продукция «Коммунарки» имеет множество наград и дипломов, в том числе и за новые кондитерские изделия: «Лучшая продукция года — 2021», «Лучший инновационный продукт», «Лидер потребительского рынка», «Выбор года — 2021», «Народная марка — 2021», «Бренд года — 2021» и многие другие.

МНЕНИЯ

Елена Преснякова, кандидат экономических наук, заведующая сектором промышленной политики центра инновационной и инвестиционной политики ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси»:

— Санкции привели к осознанию необходимости реализации новых кооперационных проектов со странами ЕЭК, с одной стороны, и диверсификации поставок на внешние рынки — с другой. В нашей стране ряд предприятий успешно проводил данную работу, активно отправлял свою продукцию в КНР, государства Юго-Восточной Азии, Африки. Выиграли те, кто заблаговременно проработал перспективные рынки сбыта, минимизировал использование импортных комплектующих, сырья. 

Наталья Киреенко, доктор экономических наук, профессор БГАТУ:

— До 2022 года товарные потоки были оптимизированы с точки зрения скорости и стоимости доставки. Сейчас для нас открыты другие рынки. Они также надежны и прибыльны. Доставка удлиняется, но эффективность не снижается. Итоговая стоимость при этом может подрасти, но не критично: в экономике есть такое понятие, как «затраты на единицу продукции». Если стоимость на партию увеличивается, то на единицу товара этот рост не существенен. Кстати, на «Коммунарке» скоро построят цех по обжариванию какао-бобов. Это делается для того, чтобы снизить логистические риски, меньше зависеть от импортера, а делать у себя дома по максимуму.

Елена Ванкевич, доктор экономических наук, профессор Витебского государственного технологического университета, проректор по научной работе:

— Сохранение высоких социальных стандартов остается в приоритете нашей государственной политики занятости. Надо помнить, что в экономике всегда за стадией спада следует подъем. Те предприятия, которые сокращают штат, скоро столкнутся с тем, что надо будет снова нанимать квалифицированный, обученный персонал. Придется и обучать, тратить время и деньги. Когда же предприятие оставляет коллектив, то оно сохраняет компетенцию и приобретает нечто большее — преданность фирме. Если компания сбережет людей, то ей это вернется более высокой отдачей. 

prolyuk@sb.by













Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter