Какие вопросы о коронавирусе задают дозвонившиеся на городскую горячую линию Минска

Никто не останется без ответа

COVID-19 — вирус относительно новый, но уже успевший громко заявить о себе. Поэтому неудивительно, что у людей возникает много вопросов, касающихся профилактики инфекции. Уже больше полугода в стране работают горячие линии, где каждый желающий может получить на них компетентные ответы. Наш корреспондент подежурила со специалистами и узнала немало любопытного.

Мария Бойко.

Объясните, доктор, что к чему

«Доброе утро, чем вам помочь?» — почти каждый день приветливый голос врача-гигиениста Марии Бойко слышат в трубке десятки минчан. Мне было сложно представить, насколько необычные вопросы о COVID-19 могут интересовать людей, но первый же звонок поставил в тупик:

— Здравствуйте, меня зовут Юрий и у меня беда, — напористый тон мужчины сразу привлекает к себе внимание. — Перед завтраком я заварил чашку кофе, но вообще не почувствовал его запах. Сначала подумал, нос заложен, пройдет. Через час снова решил выпить кофе — теперь я не чувствую его вкус. Это же катастрофа! Что мне делать и когда это пройдет?

Мария не тушуется: уточняет у мужчины контактные данные и адрес, узнает, какие еще симптомы коронавируса у него присутствуют и общался ли он с инфицированным. Проанализировав анамнез, советует вызвать врача из поликлиники:

— Главное, оставайтесь дома, чтобы никого не заражать — судя по признакам, у вас COVID-19 в легкой форме. Все будет хорошо: у вас возьмут мазок и, если диагноз подтвердится, дадут все рекомендации и больничный. Не переживайте и звоните по любому вопросу.

Не успевает медик положить трубку, как в кабинете раздается новый звонок. На этот раз помощь нужна молодой паре айтишников — Светлана и Даниил пять дней назад вернулись в Беларусь из Катара.

— Слышали, что в нашей стране уменьшили срок самоизоляции с двух недель до 10 дней, но мы прилетели домой в понедельник, когда еще были другие правила. Нам теперь тоже можно не сидеть 14 дней?

— К сожалению, нет — постановление Совмина вступает в силу со дня публикации, то есть со вторника, 13 октября, — говорит Мария, и на том конце провода слышится огорченный вздох.

Пока телефон молчит, спрашиваю у врача, как ей удается запомнить такой объем информации. Девушка признается: за пять дней до открытия горячей линии она прочитала сотни страниц медицинской литературы.

— Когда коронавирус у нас только появился, люди задавали элементарные вопросы: что это за инфекция, как уберечь себя и близких, кто считается контактом и так далее. А теперь это все известно, поэтому многие звонят просто выговориться, поделиться какими-то переживаниями. Иногда мне сложно эмоционально, ведь за день выслушиваю десятки историй, невозможно ими не проникнуться. Но всегда становится легче от осознания того, какую важную миссию я выполняю.

Телефонная красная зона

Снежана Кавриго, руководитель центра здоровья, на базе которого и работает горячая линия, рассказывает: весной специалисты каждый день получали по 150 звонков.

— В первое время было очень тяжело — некоторые звонили в истерике, паниковали. Понятно, что такой объем один человек выдержать не может, поэтому на линии посменно работали пять врачей и психолог. Летом звонков стало меньше: из-за того, что снизилось количество заболевших, многие подумали, что коронавирус ушел. Но с началом осени активность восстановилась, в день нам звонят более 50 человек. В основном уточняют, где можно платно сделать тест для выезда за границу и сколько дней нужно проводить на самоизоляции. Бывает, человек звонит и просит узнать, записан ли он в качестве контакта первого уровня — в этом случае мы даем номер телефона районной эпидемиологической службы. Однажды пожилой человек попросил узнать у главного врача, хорошо ли лечат его друга, который лежит в одной из минских больниц. Конечно, мы все уточнили и ответили — а как вы думали?

Несмотря на то что линия городская, часто дозваниваются и жители регионов. На простые вопросы столичные специалисты могут ответить сами, а если нужна конкретная адресная помощь, перенаправляют к областным медикам.

— Нередко мы помогаем не только словом. Бывает, позвонит пенсионер с температурой под 40 и спрашивает, что делать. Мы узнаем, есть ли кто-то рядом с ним. Если нет, записываем все данные и в крайнем случае вызываем на нужный адрес скорую помощь, чтобы предотвратить беду, — знакомит с алгоритмом действий директор. — А еще всегда говорим: если вдруг куда-то не получилось дозвониться или вам не смогли помочь, наберите нас еще раз, мы постараемся что-то сделать. 

Работу на горячей линии Снежана Кавриго оценивает так: если удалось помочь хоть одному человеку, то труд специалистов уже принес большую пользу.

— Всегда говорю подчиненным: «Девочки, мы не работаем в красных зонах, но тоже можем спасти очень многих». За эти полгода мы помогли тысячам людей: кого-то морально поддержали и успокоили, кому-то дали дельный совет. Мы не можем остановить вирус, но в силах сделать так, чтобы людям было не страшно с ним жить. 

СПРАВОЧНО

Контакты горячих линий можно узнать на сайте Министерства здравоохранения в разделе «ситуация с COVID-19». Телефон городской линии — 8 (017) 252-54-14. Звонки принимаются с 8:30 до 12:30 и с 13:00 до 18:00 (понедельник — пятница), а также с 8:30 до 15:00 (суббота).

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter