Никто не хотел уступать

Письмо из Пекина
В Китае два главных правила дорожного движения: 1) никто не хотел уступать; 2) ни тени сомнения. Когда видите машину, выруливающую с второстепенной дороги на главную и пытающуюся, не снижая скорости, пристроиться сразу в крайний левый ряд, понятно, что тут срабатывают сразу оба правила. Маневр этот особенно впечатляет, когда его выполняет не какая–нибудь мелкая легковушка, а огромный грузовик с двумя прицепами. Это такая китайская особенность: экономия на перевозках называется. Раньше к бортам грузовиков приваривали металлические щиты, делая их выше и, соответственно, вместительнее. Едешь сзади такой машины, смотришь на разъезжающиеся во все стороны колеса и не можешь избавиться от впечатления, что перед тобой раскорячившийся на водопое жираф. Потом этот перегруз запретили — слишком много аварий. Изобретательные китайцы сразу же машины удлинили — теперь они напоминают не жирафов, а объевшуюся змею. Правда, змея лучше маневрирует. В общем, смотри в оба! Даже если по всем известным правилам прав ты, а не он, лучше уступить. Жыццё даражэй.

Да, еще о правилах. Я когда пошла в дорожную полицию сдавать экзамен (при наличии водительского удостоверения, выданного в родной стране, нужно сдавать только теорию — на компьютере) в первый раз, то вообще книжку с экзаменационными вопросами не открыла. Пижонство, конечно. Да и подумала, что правила (как и логика) везде примерно одинаковые. Ошиблась. Система такая (кстати, сдавать можно на шести языках): из 1.000 вопросов компьютер выбирает 100, если ответил правильно на 90 — сдал. Нет — приходи в следующий раз. Один мой знакомый 8 раз ходил. Так вот: оказалось, что логика в Китае от нашей все же отличается. Вот вы, например, как бы ответили на такой вопрос: «Кто имеет право преимущественного проезда на перекрестке, где нет светофора и полицейского регулировщика?» Правильный ответ: «Автомобиль, который движется на зеленый свет». Без комментариев. Понять невозможно — нужно учить.

Мой любимый раздел в правилах называется «Цивилизованное вождение и профессиональная этика», а любимый вопрос звучит так: «Что должен сделать водитель, если во время движения ему хочется плюнуть?» Три варианта ответа: 1) плюнуть в окно; 2) плюнуть в ненужную бумажку, а потом выбросить ее в урну; 3) плюнуть на пол автомобиля. Правильный вариант — № 2. Но, похоже, большинство китайских водителей об этом не догадывается (или они по другим учебникам экзамены сдают?). А еще этот замечательный раздел запрещает водить машину в шлепках и с обнаженным торсом и крайне рекомендует снижать скорость при движении вдоль набережных летом в вечернее время: «Не забывайте о людях, которые вышли на улицу, чтобы подышать прохладным воздухом». Заботливые.

То, что я правила знаю, конечно, мешает. Вот едет параллельным курсом авто: водитель открыл окно (и это при 40–градусной жаре и том, что в Китае легковых машин без кондиционеров не бывает в принципе!), высунул локоть и курит. Или разговаривает по мобильному. Смотрю и считаю: за разговор — 2 штрафных очка, к тому же правила запрещают курить за рулем и высовывать локоть в окно, за это тоже могут оштрафовать. Так что если бы за все нарушения штрафовали, то дороги опустели бы (о, может, внести такое предложение в олимпийский оргкомитет — они все думают о том, как избавиться от пробок на время Олимпиады?).

Кстати, о баллах и штрафах. Лимит на каждого водителя — 12 штрафных очков в течение года (исчисляется с момента получения водительского удостоверения). Баллы дают за все: если превысили скорость, если, наоборот, едете медленнее минимальной по скоростной трассе, если проехали на красный и даже если провели за рулем больше четырех часов подряд, не отдохнув хотя бы 20 минут. Насчет последнего: мне только интересно, кто и как это проверит? Потому что с остальными понятнее: городские магистрали утыканы видеокамерами — они и фиксируют основные нарушения. Потом по почте присылают уведомление. Не оплатите в течение 15 дней — начисляется пеня: 3% от суммы штрафа за каждый день просрочки. Не оплатите все в течение трех месяцев, получаете 12 баллов, а это — автоматический запрет на вождение до окончания срока начисления баллов, необходимость посещать лекции по правилам дорожного движения и пересдача экзамена. Так что платят практически все. Многие даже не ждут уведомлений: у дорожной полиции есть сайт — вводишь номер автомобиля, и если там зафиксировано нарушение, лучше сразу оплатить. Я вот уже 200 юаней (26 долларов, между прочим) за неправильную парковку заплатила. К счастью, это нарушение подразумевает только денежный штраф, без баллов. Кстати, полицейский может оштрафовать на месте на сумму, не превышающую эти самые 200 юаней. Все, что больше, через кассу.

Пожелайте мне удачи на пекинских дорогах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter