Николя Саркози: лед и пламя.

Какие ноты лучше всего удаются президенту Франции и почему он снова готов биться за Елисейский дворец.
Избирательная кампания во Франции вступила в горячую фазу. 22 апреля избирателям предстоит сделать выбор: оставить на президентском посту Николя Саркози, дав ему еще один шанс выполнить все свои предвыборные обещания, или свернуть влево, доверив капитанский мостик главному конкуренту Саркози — социалисту Франсуа Олланду. Минимальный, всего в несколько процентов, разрыв между соперниками — еще одно подтверждение тому, насколько неоднозначно отношение французского общества к своему президенту: от откровенного восхищения до полного неприятия.

Шаги к олимпу

Сын венгерского эмигранта Николя Саркози шел к власти семимильными шагами. Возможно, из него получился бы неплохой адвокат, но юридическая практика мало интересовала амбициозного студента. Уже в 22 года он становится членом городского совета в родном Нейи-сюр-Сене, в 28 — мэром столичного пригорода, в 34 года он пересел в депутатское кресло, а в 38 лет стал министром по вопросам бюджета. Столь быстрый карьерный взлет, наверное, можно воспринимать как компенсацию за второразрядный статус в юности. Саркози, по его собственным словам, не чувствовал себя полноценным французом, а кроме того, в детстве ему не хватало силы, чтобы постоять за себя и приструнить насмехающихся над ним сверстников.

Окружающим трудно было даже предположить, что из низкорослого хилого паренька вырастет жесткий и бескомпромиссный политик. За введенный с его приходом в Елисейский дворец стиль президентского правления Саркози получил прозвище Гиперпрезидент. Он практически узурпировал полномочия главы правительства, ключевых министерств и, похоже, окончательно отлучил Францию от голлизма, активизировал ее роль в третьем мире, в том числе военную. Именно Саркози стал инициатором вооруженной операции НАТО в Ливии и с помощью солдат Иностранного легиона установил “демократию” в Кот-д’Ивуаре.

Избирательные баталии

Решение баллотироваться на второй срок Саркози объяснил тем, что не мог пренебречь своими обязанностями перед народом Франции, пережившим, как и весь мир, в течение последних лет серию беспрецедентных кризисов. Он сравнил себя с капитаном корабля в штормовую погоду, который “не вправе покинуть свой пост”.

Второй цикл он обещал начать с решения проблемы безработицы. “Мы получим общество, организованное по принципу: все, у кого есть силы и здоровье, получат работу. Те, у кого есть силы и здоровье, но нет работы, получат профессиональное образование. Те, кто больше не может работать, будет пользоваться системой солидарности”, — цитирует его слова французская пресса. Эти лозунги нынче весьма актуальны для Франции, где уровень безработицы в прошлом году составил рекордные 9,5 процента.

К тому же французы пока не видели, чтобы Саркози даже приблизился к выполнению своих предыдущих предвыборных обещаний — решить проблемы иммиграции, увеличить покупательную способность населения, сбить цены. Кажется, у социалиста Франсуа Олланда действительно есть основания рассчитывать на то, что социальный протест французов откроет перед ним двери Елисейского дворца.

Но Николя Саркози приберег еще один мощный козырь — национализм  электората, что наверняка позволит ему перетянуть для второго тура голоса ультраправого кандидата Марин Ле Пен. В своих речах Саркози с удовольствием играет на националистической ноте.

— Наша иммиграционная система работает все хуже и хуже, потому что на нашей территории слишком много иностранцев, и мы больше не можем находить им жилье, рабочие места и школы, — заявил французский лидер.

Он пообещал вдвое уменьшить количество прибывающих в страну иммигрантов и сократить пособия для тех из них, кто прожил во Франции десять лет, но проработал только пять. А для пущей убедительности набросился на Евросоюз, который, дескать, не принимает решительных мер по противодействию нелегальной миграции. Если так пойдет и дальше, Франция приостановит свое участие в Шенгенском соглашении, пригрозил Саркози.

Бюджетная дыра

В Европе этот ультиматум вызвал бурную критику. Саркози осудили за популизм, за то, что он “топчет ногами инструмент, который является для граждан лучшим олицетворением евроинтеграции”. Но президент Франции на этом не остановился и предпринял еще одно наступление на так называемые европейские ценности. Спустя всего несколько часов после ликвидации тулузского террориста, расстрелявшего семь человек на юге страны, Саркози подчеркнул, что в ближайшее время во Франции будет ужесточено уголовное законодательство. Впредь любого человека, замеченного в прохождении враждебной идеологической подготовки за рубежом, будет ожидать тюремное заключение. Кроме того, уголовное преследование грозит всем лицам, которые регулярно посещают интернет-сайты, пропагандирующие терроризм, ненависть и насилие.

Не менее сложной головоломкой для Саркози станет проблема оживления французской экономики. К 2016 году госбюджет должен стать бездефицитным, подчеркнул Саркози, однако для этого потребуется ликвидировать “дыру” в 115 миллиардов евро. В случае своей победы на выборах он пообещал помочь бизнесу госинвестициями и госконтрактами, а для корпораций ввести минимальный  налог на прибыль, что позволит пополнить госказну. Еще порядка 70 миллиардов евро планируется сэкономить за счет сокращения бюджетных расходов.

В свои 57 лет Саркози полон решимости довести дело до конца и твердо уверен, что французы еще не раз помянут его добрым словом, а история даст объективную оценку его трудам.

 Пять малоизвестных фактов из жизни Николя Саркози

1. Поговаривают, что однажды отец Николя сказал ему, что тот никогда не сможет занять кресло президента Франции, потому что сыновей эмигрантов берут в президенты только в США. Агрессивную политику Саркози французские психоаналитики объясняют именно тем, что отец никогда не интересовался сыном и тем самым наделил его комплексом неполноценности, а природа — комплексом Бонапарта.
2. Во время учебы в университете Николя Саркози приходилось подрабатывать курьером в цветочном магазине. Он так и не получил диплома об окончании Высшей школы политических наук из-за плохих отметок по английскому языку. Зато в 1993 году, будучи мэром Нейи, прославился на всю страну тем, что лично вел переговоры с террористами, захватившими в заложники детей одной из школ. Саркози отдал приказ штурмовать школу и сам вошел в здание, когда перестрелка с террористами была в самом разгаре. Тогда все крупнейшие французские газеты обошла фотография молодого мэра, выходящего из школы с ребенком на руках.
3. Согласно информации лондонского еженедельника Sunday Times, по размерам расходов на обслуживание президентский Елисейский дворец превосходит британский королевский двор. Ежедневно на еду и напитки для президентской четы уходит 15 тысяч долларов. При этом, как отмечают в его окружении, Николя Саркози практически не употребляет алкоголя, но зато ужасно любит сладкое.
4. На пути к вершине политической карьеры Николя Саркози сопровождала его супруга Сесилия. Фактически битву за Елисейский дворец они выиграли сообща, но дальше их пути-дороги разошлись. Вскоре Николя Саркози “засветился” на публике с топ-моделью и певицей Карлой Бруни, в чьем списке любовных побед к тому времени уже фигурировали рок-музыканты Эрик Клэптон и Мик Джаггер, актер Кевин Костнер, мультимиллионер Дональд Трамп, бывший премьер Франции Лоран Фабиус. Сама госпожа Бруни шокировала публику признанием: “Моногамия жутко меня утомляет, я укротительница мужчин”.
5. Помимо своих способностей на политическом поприще Саркози еще и неплохой спортсмен, увлекается легкой атлетикой, теннисом и конным спортом. Говорят, однажды на вечеринке в Париже он вызвал на поединок по армрестлингу друзей по партии и журналистов. Само собой, оказался сильнее всех.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter