Николай Сташкевич в последние десятилетия был крупнейшим специалистом по истокам нашей государственности ХХ века

Николай Сташкевич смело нырял в водовороты истории

Его статьи нечасто, но появлялись на страницах «Советской Белоруссии»...

Его статьи нечасто, но появлялись на страницах «Советской Белоруссии». Николай Сташкевич в последние десятилетия был крупнейшим специалистом по истокам нашей государственности ХХ века. В 2011 году ученого не стало. Но без его трудов не могут обойтись современные исследователи. Помнят и самого Николая Стефановича: ученики, единомышленники. К 75–летию со дня рождения профессора они собрались в Институте истории Национальной академии наук, чтобы оценить вклад исследователя в познание прошлого Отечества. К юбилею также вышел специальный выпуск «Гiсторыка–археалагiчнага зборнiка».


Два главных достоинства у трудов Сташкевича. Во–первых, когда их читаешь, то поражаешься обилию ссылок на источники, примеров живой речи героев прошлого, взятых из оригинальных документов. Во–вторых, тексты Михаила Стефановича легко читаются. Они написаны не сухим научным языком, а с публицистической живостью. Чувствуется, что автор как будто нырнул в минувшие эпохи и достал из глубин миелофон с голосами давно ушедших из жизни людей. Константин Бондаренко, ректор Могилевского госуниверситета, свидетельствует, что Сташкевич мог доходчиво передать свои энциклопедические знания даже школьнику: «А со студентами проводил не столько лекции, сколько беседы, увлекая своим рассказом».


Ученый умел удивлять. Он нырял в такие марианские впадины, которые до сих пор изведать удалось не полностью. Это периоды революций 1917 года, возникновения БНР, БССР. Да, в советское время, когда господствовал главлит, не все можно было опубликовать и сказать. Сташкевичу же удавалось многое ввести в научный оборот, предать общественной огласке. Его критиковали оппоненты, потому что Николай Стефанович твердо стоял на советских позициях. «Но и позже, — по мнению его ученика, главного редактора журнала «Беларуская думка», историка и политолога Вадима Гигина, — Сташкевич не отказался от своих принципов. И его всегда уважали представители различных идейных лагерей в исторической науке».


Александр Данилов, заместитель председателя Высшей аттестационной комиссии, называет Сташкевича «классическим ученым»:


— Он по всем вопросам, которые рассматривал, пытался занять взвешенную позицию. Был лоялен к иному мнению. Но всегда оставался на своих принципах, аргументированно их защищал. И благодаря этому занимал лидирующие позиции в научной среде.


Мне однажды повезло встретиться с Николаем Стефановичем — в Новогрудке на конференции, посвященной возникновению белорусской государственности. Тема спорная. И в беседе с профессором Сташкевичем я почувствовал, как легко он обходит острые углы прошлого, связывает воедино разные подходы. Не случайно его участие в составлении учебников для школы, как подметил Владимир Кошелев, заведующий кафедрой истории нового и новейшего времени БГУ, помогло в свое время собрать воедино ученых с разными подходами.


Александр Коваленя, академик–секретарь отделения гуманитарных наук и искусств Национальной академии наук, Николаю Сташкевичу ставит в заслугу то, что «он не изменил принципу историзма»:


— Благодаря своим глубоким знаниям и стремлению познавать новое, не ограничивая себя в интеллектуальном поиске, он пользовался уважением и правых, и левых. В свое время, возглавив Институт истории, Николай Стефанович не дал расколоться научному сообществу.


Сташкевич заставил многих сотрудников института достать из ящиков давно написанные диссертации и защитить их. С того времени пошла мощная волна публикаций книг с ранее неизвестными материалами о нашем прошлом.


Сейчас многие знания черпают из интернета, полного не только полезных баз данных, но и информационного мусора. Сташкевич подавал пример: надо доверять литературе с грифами серьезных институтов и академий. Алексей Литвин, заведующий отделом военной истории и межгосударственных отношений Института истории, вспоминает, как Николай Стефанович одолжил у него сборник документов и не вернул. Не успел. Читал до последних дней жизни все новинки научной литературы. Его библиотека занимала комнату, где книги стояли в ряды — до потолка!


А вот исследования самого Сташкевича сейчас нуждаются в переиздании. Хотя в прошлом году вышел сборник его трудов с предисловием председателя Совета Республики Анатолия Рубинова, в котором говорится: «Хочется верить, что труды Николая Стефановича обретут новую жизнь и новое поколение из них будет черпать знания и силы для умножения могущества белорусского государства, защиты правды о многовековой и героической истории нашей Родины».


Но мало издать книги. Их надо внимательно прочесть. Алексей Литвин призывает к этому не только молодежь, но и своих коллег: «Некоторые ведь иногда не знают, над чем работает тот или иной ученый. Чего же потом удивляться, что какой–то период называют «неисследованным». А на самом деле многое изучено. Надо чаще заглядывать не только в интернет, а и в библиотеки, книжные магазины. Так, как делал это Сташкевич».


Справка «СБ»


Николай Сташкевич родился 23 августа 1938 года в деревне Мокрое Быховского района Могилевской области. В 1967 году окончил исторический факультет БГУ. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию «Идеологическая работа большевиков Белоруссии в годы гражданской войны (1919 — 1920 годы)», в 1990–м — докторскую «Общественное движение в Белоруссии: основные идейные течения и политические партии (1917 — 1920 годы)». Работал в Институте истории партии при ЦК КПБ, Институте историко–политических исследований, Республиканском институте высшей школы БГУ, был профессором БГЭУ, председателем экспертного совета Высшей аттестационной комиссии, и.о. директора Института истории Национальной академии наук.

 

Советская Белоруссия №191 (24328). Четверг, 10 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter