Николай Крючков

Актеры советского кино
Актеры советского кино

Когда будете смотреть фильм «Небесный тихоход», обратите внимание на молоденькую журналистку, знающую все технические параметры самолетов военного времени. Ее роль сыграла Алла Парфеньяк. В нее во время съемок фильма влюбился Николай Крючков. Получается, фильм «Небесный тихоход» стал и очередным, и судьбоносным в жизни актера.

В 1945 году семейная жизнь популярного актера не заладилась: распался второй брак с актрисой Марией Пастуховой. Хотя вполне вероятно, что повод дал сам актер — во время съемок «Небесного тихохода» он увлекся актрисой Аллой Парфеньяк, студенткой Щукинского училища, и женился на ней. Наверное, поэтому героям фильма легко пелось и плясалось, а корифеи довоенного экрана — ленинградец Меркурьев и москвич Крючков строили смешные мизансцены по ходу съемок...

Правда, критики, разгромили фильм в пух и прах, мол, война на экране показана слишком легковесно и водевильно. Ну да бог с ними, с критиками, главное — народу «фильма» нравилась. И песню из ленты быстро подхватили: за столом пели «Потому, потому что мы пилоты...», а на праздничных военных парадах звучал марш на эту же тему.

В браке с Аллой Парфеньяк у актера родился сын Николай, но совместная семейная жизнь была недолгой. Парфеньяк в 1957 году оставила любимца всех женщин СССР и вышла замуж за другого знакового актера Михаила Ульянова. Но эта совсем другая история.

Начала с факта личной жизни Крючкова только лишь потому, что не хотела впадать в общие фразы типа «знаменитый», «талантливый», «с неподражаемой улыбкой парня из нашего города». Можно, конечно, бесконечно повторять метафоры советских критиков в адрес такого (!) актера, тем более улыбка у него была и правда особенной и неповторимой. Но сегодня и без того ясно: Николай Крючков — образ советского кинематографа XX века. Что тут добавить? Родился Николай Афанасьевич Крючков в Российской империи, прожил в Советском Союзе, а умер уже в Российской Федерации.

На экране «дядя Коля» (как его называли коллеги) не боялся быть смешным и «парнем из народа». Во всем проглядывал обаятельный мужчина, без имперских интонаций. Всегда курил дешевые сигареты, любил кепки, носил кожанки и недорогие костюмы. Знаковый предвоенный фильм «Трактористы» в первую очередь о поколении, которое полегло в первые дни Великой Отечественной войны, а не о покорении безграмотными аграриями чуда сельскохозяйственной техники — трактора. Песенки из фильма

— «Три танкиста», «Здравствуй, милая моя», «Броня крепка и танки наши быстры» — стали классикой советской эстрады. Все исполнители главных ролей — лауреаты Сталинской премии.

В 50–х годах Крючков прочувствовал на себе опалу государственных мужей. В фильме «Звезда» его герой подрывает себя гранатой, и последние его слова были: «Вот так вот...» Существует легенда, что Сталину очень хотелось услышать другой текст: «За Сталина!», но создатели ленты не отступили от текста Казакевича, и картина пролежала на полке не один десяток лет.

Уточняя некоторые подробности удивительно удачной кинематографической жизни артиста, пришла к выводу: его «дырявая» личная жизнь — плата за ошеломительный успех у зрителей. Смотрите, что стоит за цифрами из его биографии. Собственно, за цифрами и дефисом между ними, как известно, вся жизнь.

Факт первый. Помимо Николая, в семье Крючковых было семеро детей, однако шестеро впоследствии скончались...

С 1928 года Крючков играл в московском Театре рабочей молодежи и продолжал работать в цеху (!) на «Трехгорке», потому что семью было некому содержать. Представляете, как Крючкову с типично пролетарской внешностью, 17–летнему пацану с Красной Пресни без изящных манер и с хрипловатым голосом «дворника или извозчика» было сложно учиться актерскому мастерству у известных аристократов русского театра Н.Хмелева, И.Судакова? Комплексовал, наверное, жутко. Первое время ему не доверяли даже эпизодов. Но театром Николай заболел, как он сам признавался, «всерьез, неизлечимо».

Факт второй. Известность Крючкову принес не театр, а экран. В 1933 году на экраны вышел фильм «Окраина». Известный режиссер Борис Барнет пригласил Крючкова на небольшую роль Сеньки–сапожника. Пройдет год, и на Венецианском кинофестивале картину отметят почетным призом. (Простите, так и не нашла в справочной литературе как называлась номинация.)

А сейчас подробнее. Кинематограф в 30–е годы — удел «продвинутых» и грамотных людей. Производство картин — дело заимствованное и дорогое, но, что самое главное, кино из всех искусств для советской страны становится наиважнейшим. А образованные специалисты и люди искусства в те годы были, как правило, «из бывших». Это значит, что их воспитывали при боннах и вывозили летом к теплым морям, а не в горячий цех ситцевой мануфактуры, где с 14 лет вкалывал Крючков. Если вспомнить эстетский фильм Михалкова «Раба любви», приближенно показывающий кинематографический процесс, то в какой–то момент кажется, что на площадку выходили сплошь небожители — Ильинский, Кторов, Холодная, Марецкая, Раневская, позже — Серова, Самойлов...

И вот в такую компанию вписывается «парень из нашего города» с душой нараспашку, сметливый и смелый, способный поднимать людей в атаку без патронов и на трудовой подвиг на раздолбанном тракторе!

Его новая артистическая жизнь приобретает богемные стандартные пороки: влюбленности и разочарования, 4 брака, государственные премии и коммуналки после браков, алкогольная зависимость, письма поклонниц в мешках, безденежье и невостребованность...

Исследователи пишут, что некоторые негативные моменты все же заставили Крючкова «перекроить» себя. Например, на съемках у М.Ромма артиста подвело его пристрастие к алкоголю, которым он не брезговал еще с юношеских лет, когда работал в цеху наравне со взрослыми мужиками. Уже в первый съемочный день он оказался подшофе. Затем это повторилось еще и еще раз. Ромм не выдержал и пообещал отправить артиста в Москву.

— Это невозможно, — сказал Крючков. — Полкартины уже снято, кем меня заменить?

На следующий день Ромм приказал ему: «Падай!» — Крючков от неожиданности выполнил команду и упал на песок.

— Снято, — сказал Ромм. — Можешь уезжать в Москву.

— Что снято? — не понял Крючков.

— Снято, как ты падаешь, сраженный насмерть вражеской пулей. Ты убит. Больше ты мне не нужен.

Крючков запомнил свой страх: остаться не у дел — самое жуткое наказание. Дальше он был дисциплинированным исполнителем. В 1970 году с пьянством завязал до самой смерти. Немногим удавалось вовремя затормозить.

Факт третий. В 1959 году Крючков женился третий раз. Его избранница Зоя Кочановская (заслуженный мастер спорта) трагически погибает на глазах у супруга. Это случилось сразу же после свадьбы в Ленинграде: при переходе улицы ее сбил военный «студебеккер»...

Свою последнюю любовь, 30–летнюю Лидию Николаевну, ассистента режиссера, актер встретит в пятидесятилетнем возрасте... Если верить публикациям, именно последние годы жизни Николая Крючкова были самыми «стабильно счастливыми». В этом браке у них родилась дочь.

После перестройки об актере забыли. Огульно называя советское кино 30 — 50–х годов сталинским, многие коллеги обвинили его в «пособничестве режиму коммунистов». Позже его перестали замечать режиссеры...

Правда, в 1985 году режиссер с «Мосфильма» Елена Михайлова задумала снять продолжение фильма «Парень из нашего города», рассказать о том, кем стали главные герои картины 40 лет спустя. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя картина не повторила успеха предыдущего фильма, зрители встретили ее тепло. Фильм назывался «Верую в любовь».

Николай Афанасьевич умер от опухоли в горле ранней весной 1994 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter