Умер скульптор Эрнст Неизвестный

Никогда не носивший маски

Горькая весть о смерти художника, скульптора Эрнста Неизвестного всколыхнула весь мир. «С этим человеком ушла целая эпоха» — звучит банально. Кому только не приписывают статус «носителя эпохи»... Но в этом случае сказанное справедливо. Человек–легенда, скульптор Эрнст Неизвестный. Фронтовик, участник «бульдозерной выставки», выставлявшийся с Шагалом, гений, ненужный на родине... «Мой лозунг — «ничего или все». Или я живу так, как хочу, или пусть меня убьют. Не уступать: никому — ничего — никогда! Я столько раз должен был умереть... Я и умирал; в жизни было столько ситуаций, из которых невозможно было выйти живым, я в те ситуации попадал потому, что ни от чего не прятался, — но какая–то сила меня хранила и спасла. Я удивляюсь, что дожил до своих лет».


Фото Алексея Бережкова (ИТАР-ТАСС)

На фронт молодой художник попросился сам, приписав себе год. Был отчаянно смел. «Не люблю этих воспоминаний, но и на моем счету 16 убитых фашистов при очистке ходов сообщения... Я не убивал ножом или штыком; граната, автомат. Бой лицом к лицу».

Во время выставки в Манеже, которую уничтожили по приказу Хрущева, именно Эрнст Неизвестный бесстрашно стоял лицом к лицу с руководителем государства. «Я сказал: скажите мне, кто вам сказал, что вы разбираетесь в искусстве? Это — ваш враг».

Хрущев оценил бесстрашие скульптора... Тот стал получать заказы. Пришла и мировая слава. В 1965–м Неизвестный выставлялся в галерее Гросвенор в Лондоне совместно с Марком Шагалом, в 1970–м — в Музее современного искусства в Париже и в итальянском Музее изящных искусств в Локарно.

В 1977–м Эрнст Неизвестный уехал из Советского Союза. Ростропович ввел его в круг элиты — Энди Уорхол, Рокфеллер... Но бывший фронтовик не был тусовочным человеком. Он доказывал свою значимость работами. Уже в перестройку создал на родине памятник жертвам сталинских репрессий в Магадане — 15–метровую «Маску Скорби», придумал форму статуэтки «ТЭФИ», главного российского театрального приза.

Умер Эрнст Неизвестный в Нью–Йорке, на 92–м году жизни. Как утверждают искусствоведы, его творчество во многом определило развитие мирового искусства ХХ века.

Советская Белоруссия № 153 (25035). Четверг, 11 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter